В продолжение вчерашнего своеобразного «оппозиционного» вечера поделюсь впечатлениями от еще одного, наряду с выставкой Марата Гельмана, яркого события в культурной жизни нашего города. Именно вчера вечером состоялась премьера в Кирове спектакля мятежного режиссера Бориса Павловича «Вятлаг». Я  решил посетить этот спектакль с политическим подтекстом и посмотреть, что он из себя представляет.

Борис Павлович решил устроить «прощальный марафон» из различных театральных постановок в «Галерее Прогресса» и «Вятлаг» стал первой из них. Людей к 20-00 среды собралось в зале «Галереи» очень много, по примерным подсчетам – больше сотни. В основном молодежь, но присутствовали и люди зрелые. Мероприятие немного задержалось, так как ждали приехавших на «условный» суд над Навальным родственников находящихся под следствием по т.н. «Болотному делу». С вопросом «А где же Гельман?!» метался между рядов стульев оппозиционер Виталий Брамм, но, увы, галерист так и не подъехал.  Зато в дверях «Галереи» я столкнулся с известным мастером политтехнологий Аленой Август. Судя по всему, слухи о возвращении этого «культового» для выборных процессов  в Киров специалиста оказались правдой.

Наконец в зал вошел Борис Павлович и Евгения Тарасова – супруга Леонида Ковязина, фигуранта «Болотного дела». Собственно для помощи последнему и был создан «Вятлаг», об этом Павлович рассказал во вступительном слове.  В основе постановки дневник латыша Артура Страдиша, который был осужден как член националистической организации  «Айзаргов» и помещен в т.н. «Вятлаг» - сеть лагерей в Верхнекамском районе Кировской области. Дневник Страдиша Павловичу как-то дал почитать доктор исторических наук В.А. Бердинских, режиссер первоначально не знал, что с ним делать и отложил в долгий ящик. После ареста Ковязина Павлович решил использовать дневник в некой театральной постановке и мысленно связал «невинно репрессированного» Страдиша и находящегося под следствием Ковязина. В итоге получился такой вот спектакль про жизнь человека в лагере с отсылкой в времена настоящие.

 



Что из себя собственно представляет постановка «Вятлаг»? В течение часа Павлович, сидя в белой сорочке за столом на фоне белой же простыни, читает записи Страдиша  на маленьких листочках.  Пару раз он встает что б снять рубаху и изобразить загорающего в редкие минуты отдыха зэка или надеть телогрейку. Периодически профессиональную, но при этом  достаточно монотонную  «читку» Павловича прерывают народные песни в исполнении Евгении Тарасовой. Но большую часть постановки она просто сидит в темном платье и смотрит в пустоту своими большими грустными глазами. Все действо длится около часа, если честно, наблюдая за реакцией окружающих, я заметил, что некоторые мягко проваливались в сон местами. Но по большей части публика крайне пристально слушала Павловича, внимая каждой его фразе.

После окончания постановки Павлович решил провести небольшую встречу с публикой и разрешил задавать себе любые вопросы. Началось такое несколько вялое обсуждение постановки, говорили в основном про сами дневники Страдиша, про «Болотное дело», про отношение Латвии и России, латышей и русских. Павлович высказался в том роде, что отношения у двух наций вполне нормальные, у него есть однокурсница, латышский режиссер, они с ней хорошо дружат и никаких проблем нет. В целом режиссер был настроен добродушно и все посылки к более-менее осязаемой полемике (в том числе на межнациональные темы)  умело гасил.  Много рассуждал Борис Дмитриевич о выходе из «внутреннего концлагеря», как о таком своеобразном феномене, мол, сам он и не сидел, и родственники тоже, но такое ощущение на ментальном уровне будто все сидели.

Вообще беседа Павловича с публикой про «дружбу» современной Латвии и России  казалась мне достаточно странной, наивной и рафинированной. Никто не заикнулся даже про то, что только в прошлом году 16 марта в Риге прошел очередной марш ветеранов Ваффен СС, в ходе которого звучали призывы к физической расправе с русской общиной и самой Россией. По этому поводу тогда даже председатель Международного правозащитного движения “Мир без нацизма” Борис Шпигель выступил с заявлением о героизации нацизма в Латвии. Также напомню про то, что в Латвии проживает около 700 тыс. т.н. «неграждан» - этнических русских, лишенных правительством Латвии элементарных гражданских прав. Что уж сказать, отношения у наших стран крайне прохладные. Вспомнить только, как президент Латвии Фрайберга говорила про русских пенсионеров как про любителей «9 мая класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки». В общем, все не так "гармонично" как кажется Борису Дмитриевичу и части его аудитории. Впрочем, режиссер рассказал, что планирует выступить в Латвии и собственно там же и узнать об отношении титульной нации к русским. Возможно, Павловича ждут вполне закономерные сюрпризы. А может и нет.





Спектакль Павловича получился, на мой взгляд, и талантливым и неоднозначным одновременно. Собственно как и все, что он делает. Сидя на последнем ряду, я имел возможность задать любой вопрос Павловичу и таковой у меня действительно был. «Изменилась ли ваша жизнь и творчество в результате ареста Ковязина на два периода: «до» и «после?». Я уже думал поднять руку, но  в ходе беседы стало понятно, что и спрашивать уже не нужно. Да, безусловно, изменилась. Определенно. Кардинально. Похоже это и есть тот самый личный "внутренний концлагерь" режиссера.

Оригинал