О Сабине Шпильрейн я упоминал в своих постах "ПСИХОАНАЛИЗ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА"   (см. там "Бабий век: Рождение психоанализа. Русский след") и "ТУМ БАЛАЛАЙКА" , но эта выдающаяся личность, врач-психоаналитик, член трёх психоаналитических обществ: Венского, Швейцарского и Российского, вполне заслуживает отдельного поста. К сожалению, её гораздо лучше знают на Западе, чем на её родине - в России. Судьба её трагична, она попала между жерновами тоталитарных режимов Сталина и Гитлера. Психоанализ, которым она занималась, был запрещен сталинистами, 3 её брата - учёных расстреляны во время "большого террора", сама она и обе её дочери расстреляны немцами вместе с остальными евреями Ростова-на-Дону.

Вот, что о ней пишет Википедия:

Сабина Николаевна (Шейвэ Нафтульевна) Шпильрейн (в замужестве Шефтель, затем Шпильрейн-Шефтель; 25 октября (7 ноября) 1885, Ростов-на-Дону — 11 или 12 августа 1942, там же) — российский и советский психоаналитик, педагог, ученица К. Г. Юнга.

Биография

Ранние годы

Шейвэ Шпильрейн (впоследствии Сабина) родилась в состоятельной еврейской семье коммерсанта, энтомолога по образованию, выходца из Варшавы и впоследствии купца 1-й гильдии Нафтули (Нафтулия Мойшевича, Николая Аркадьевича) Шпильрейна (1856—1938) и его жены, зубного врача Евы Марковны Шпильрейн, урождённой Люблинской (1863—1922). В 1890—1894 годах семья жила в Варшаве и Сабина посещала Фребелевский детский сад. Окончила Екатерининскую гимназию в Ростове-на-Дону в 1904 году с золотой медалью.

Жизнь в Европе

Мемориальная доска на доме в Берлине, где жила Сабина Шпильрейн

Интерес к психоанализу возник у Сабины, когда в 1904 году в возрасте 18 лет она поступила в психиатрическую клинику в Цюрихе, где встретила молодого доктора Карла Густава Юнга и несколько лет была его анализантом. Причиной лечения стал нервный срыв в результате смерти от брюшного тифа её 6-летней сестры Эмилии. Считается, что именно в это время начался роман между заведующим отделением и отцом двоих детей К. Г. Юнгом и его пациенткой Сабиной Шпильрейн, который продолжался более 7 лет. В июне 1905 после выписки она поступает в Университет Цюриха на Медицинский факультет, который оканчивает в 1911; дипломная работа посвящена шизофрении «О психологическом содержании одного случая шизофрении» («Uber den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie»), её основные идеи заимствует Юнг в своих последующих работах по шизофрении 1912 года. Сабина Шпильрейн доказывает, что психически больные люди избегают сексуальных взаимоотношений, поскольку в их представлении они связаны со страхом распада. В прикосновении к другому страдающие шизофренией боятся утратить собственную целостность, раствориться в своём партнёре. Поэтому больной шизофренией и формирует бред, в котором отбрасывает факт различия полов и заменяет реальные взаимодействия полов — вымышленными отношениями. Тема утраты собственного Я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала ключевой для всех последующих исследований Сабины Шпильрейн.

Шпильрейн оставляет Цюрих в 1911 году, но продолжает переписку с Юнгом до 1919 года. В это время Юнг уходит из психоанализа и основывает собственную научную дисциплину, названную им аналитической психологией. Сперва Шпильрейн переезжает в Вену, где сближается с группой доктора Фрейда. Здесь она знакомится с некоторыми российскими психоаналитиками, в том числе с Павлом (Файвелем Нотовичем) Шефтелем, за которого выходит замуж в следующем 1912 году, а ещё через год у них рождается дочь Рената. В 1923 году семья возвращаются в Советскую Россию, где в то время под патронатом Льва Троцкого активно развивался психоанализ. Сабина с семьей останавливается в Москве, где работает врачом-педологом в городке имени III Интернационала (Москва), заведует секцией детской психологии в 1-м Московском государственном институте и состоит научным сотрудником Государственного психоаналитического института и Детского дома-лаборатории «Международная солидарность». В этом институте она ведет амбулаторный прием, консультирует, читает спецкурс «Психоанализ подсознательного мышления», ведет «семинарий по детскому психоанализу», принимает участие в «медицинских заседаниях сотрудников» института, в работе Русского психоаналитического общества.

В 1924 году Сабина Шпильрейн возвращается в Ростов-на-Дону, где она продолжает упорно работать, в том числе и врачом в поликлинике в роли психотерапевта, психоаналитика и педолога. В 1926 году Сабина рожает вторую дочь, Еву. 27 июля 1930 года было принято официальное Постановление о ликвидации Русского психоаналитического общества. Но Сабина Шпильрейн все же продолжает аналитическую работу, и в 1931 году один из ведущих психоаналитических журналов — «Имаго» — опубликовал её статью о детских рисунках, выполненных с открытыми и закрытыми глазами. Это была её последняя публикация в европейских научных журналах.

Возвращение в СССР

В 1923 Шпильрейн вернулась в СССР, где в то время под патронатом Троцкого активно развивался психоанализ с целью создания нового человека[1]. В Москве был открыт детский дом-лаборатория «Международная солидарность», где воспитывались дети самых высокопоставленных советских чиновников, в том числе Василий Сталин[1]. С опалой Троцкого психоанализ в СССР попал под запрет[1], и Шпильрейн вернулась в свой родной Ростов-на-Дону.

Гибель

В 1941 году Ростов-на-Дону оккупируют немцы. В августе 1942 года в ходе массовых казней евреев в Ростове-на-Дону Сабина Шпильрейн и две её дочери были расстреляны. В 2004 на месте казней была установлена мемориальная доска Шпильрейн и, в соответствии с её волей, посажены дубы.

Семья и родственники

Братья С. Н. Шпильрейн:

Все трое её братьев были расстреляны во время Большого террора.

Муж С. Н. Шпильрейн — психоаналитик Павел Шефтель — умер от инфаркта в 1938 году.

Племянник С. Н. Шпильрейн — Эвальд Эмильевич Шпильрайн (1926—2009) — советский инженер, специалист в области теплофизики и энергетики, космической техники, член-корреспондент РАН (1997).

Значение работ Шпильрейн

В истории психоанализа Сабина Шпильрейн осталась как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления» (её докторская диссертация 1912 года, защищённая в Венском университете), ставшая фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти. Поэтому Колин Ковингтон и Барбара Уортон называют Сабину Шпильрейн «забытым пионером психоанализа». В этой диссертации она впервые ставит вопрос о влечении к смерти и связывает его с проблемой мазохизма. Она находит истоки мазохизма именно в первичном, лежащем в основании человеческого бытия, влечении к смерти, которое может быть представлено как «мы-опыт», противоположное «я-опыту», а значит — нацеленное на разрушение собственного Я человека. В то же время, распад личности и регрессия к «мы-опыту» может приносить и позитивные плоды, поскольку является источником социального прогресса, творческих сил и культурного развития. Она заключает, что деструкция собственного Я является причиной развития новых социальных форм. В распаде мы всегда можем найти основания для творческого становления.

Клиническая проблема, поставленная Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща. В одной из своих ключевых работ «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) Зигмунд Фрейд говорит: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как „деструктивное“ влечение». Таким образом, Фрейд полагал, что сексуальное влечение и влечение к смерти работают согласно одному и тому же принципу удовольствия, поэтому их нельзя представлять как противоположные или противонаправленные. Как сексуальное взаимодействие, так и деструкция приносят разрядку влечений и, таким образом, связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который располагается по ту сторону принципа удовольствия.

Несмотря на то, что диссертация Шпильрейн была актуальной и создала почву для дальнейшего поиска и исследований Фрейда (о чём свидетельствует их переписка) и его учеников, сама Сабина Шпильрейн в силу разных обстоятельств не создала своей школы и не имела последователей.

Сабина Шпильрейн была психоаналитиком известного психолога Жана Пиаже. В архивах института в Женеве, где она работала, сохранились её личные бумаги, включая черновики научных работ и переписка с К. Г. Юнгом и З. Фрейдом. Эти документы были обнаружены лишь в 1979 году.

В мировом кинематографе

Жизнь и личность Сабины Шпильрейн нашли отражение в мировом кино:

Сочинения

Книги

  • Шпильрейн С., Психоаналитические труды. — Ижевск: ERGO, 2008. — ISBN 978-5-98904-021-6.
  • Шпильрейн С., О психологическом содержании одного из случаев шизофрении (Dementia praecox). — Ижевск: ERGO, 2011.

Издания о Шпильрейн С.

  • Сироткин С.Ф., Сабина Шпильрейн. Материалы к биобиблиографии. — Ижевск: ERGO, 2006.
  • Морозова, Е.С., Сабина Шпильрейн и Жан Пиаже: пересечение путей и идей // «Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики», 2007, Том 1, С. 53–57.
  • Шикалова, Т.Н., Каминский, М.К., Сабина Шпильрейн: малоизвестные фотографии // «Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики», 2009, Том 2, С. 176–181.

См. также

Примечания

Ссылки

Семья Шпильрейн (Ева Марковна, Сабина, Николай Аркадьевич, Эмиль, Ян, Исаак) 1909г.

Сабина, Ева Марковна и Эмилия Шпильрейн

Слева Сабина Шпильрейн, фото на паспорт 1924г. Справа её братья Ян, Эмиль, Исаак, все трое расстреляны во время "Большого террора" в 1937 - 1938 годах.

К.Г.Юнг перед главным входом Бургхёльцли, 1910

К.Г. Юнг с семьей (1910-е гг.)

Карл - Густав Юнг с женой Эммой

            К.-Г. Юнг, С. Шпилрейн, З.Фрейд

http://kinomusorka.ru/directors-director-roberto-faenza-films-film-sabine.html

По этой ссылке вы можете посмотреть 2 фильма о Сабине Шпильрейн:

"Возьми мою душу (Сабина)" и "Сабина"

http://kinoprosmotr.net/drama/1114-opasnyj-metod.html

А по этой ссылке посмотреть фильм "Опасный метод".

Приятного просмотра.