На заработки в Москву и Подмосковье приезжает:
граждан Узбекистана (38% опрошенных),
Таджикистана (24%)
Кыргызстана (23%).
Демографический портрет приезжих из этих трех центральноазиатских стран: подавляющее большинство - мужчины (90%) в возрасте от 18 до 34 лет. Как правило, у них среднее специальное образование (70%), они приехали в Россию для того, чтобы зарабатывать деньги (99%).
Семьи опрошенных мигрантов в 75% случаях остались на их родине, и 73% приезжих отправляют деньги именно туда. 15% опрошенных получают за свою работу менее 15 тысяч рублей. Каждый четвертый получает от 15 до 20 тысяч рублей, каждый пятый – 20-25 тыс. Более 30 тысяч рублей получают за свою работу только 7 % опрошенных. Впрочем, многие затруднились с ответом, а по сути — уклонились от него.
88% респондентов считают себя счастливыми. Этот факт важен для представления о системе ценностей мигрантов из Средней Азии, считают эксперты.
Какие проблемы для мигрантов наиболее актуальны? Как ни странно, это не финансовые трудности и не претензии к властям, а одиночество, которое беспокоит 76% опрошенных. При этом на плохое отношение москвичей жалуются всего 10% мигрантов.
Все опрошенные мигранты ответили, что верят в Бога: 85% из их числа являются мусульманами, 13% — христианами. Большая часть мусульман (59%) относит себя к суннитам, четверть (24%) не могут указать, к какой ветви ислама они принадлежат.
Мусульмане из Таджикистана являются более религиозными. Они чаще посещают мечеть (21%), чем мусульмане из Узбекистана и Киргизии (8% и 9% соответственно). Приезжие из Киргизии и Таджикистана отличаются большим желанием интегрироваться в российское общество. Граждане Узбекистана обладают хорошими знаниями русского языка, однако, это не вызывает большого желания интегрироваться в российское общество.
45% опрошенных говорят о том, что хотели бы в перспективе стать гражданами России. В наибольшей степени желание остаться в России характерно для граждан Киргизии (42%) и Таджикистана (54%), и в наименьшей – для приезжих из Узбекистана (29%).
Подводя итоги исследования и обобщая получившиеся портреты приехавших в Москву на заработки граждан из стран Средней Азии, координатор проекта «Среда» Алина Багрина отметила, что узбеки, в целом, оказываются несколько более оптимистичными и при этом сравнительно закрытыми для интеграции. Киргизы – несколько моложе, реже помогают оставшимся на родине семьям, чуть чаще жалуются на проблемы с миграционными службами. Таджики являются наиболее последовательными мусульманами-суннитами; в Москве они в среднем остаются на наиболее продолжительный срок.