Профессор Михаил Буянов: Чайковский не был геем, а Ньютон - сумасшедшим

 

 

 

22 апреля 2012 г. не стало известного российского психиатра Михаила Ивановича Буянова. Мне как человеку, далекому от психиатрии, но более 30 лет занимающемуся тематикой психологиии творчества, импонирует его взгляд на старую проблему "творчество и психопатологии". Попытки выводить особенности личности творца из разного рода девиаций казались мне неубедительными еще в студенчестве. Знакомство с трудами Ч.Ломброзо, Е.Блейлера, К.Юнга, В.Ф.Чижа и др., оставляло ощущение пустоты на месте содержательной аргументации в пользу союза "гения" и "безумия". Из этих работ затем выросла целая мифология, развенчанию которой посвящен ряд работ М.И.Буянова.

В.К. 

Нынешние психиатры уверены: некоторым известным историческим личностям приписывали несуществующие болезни, а на других наговаривали

Ошибка Ломброзо

Привычка приписывать гениям всевозможные пороки - от пьянства до сумасшествия - пошла от итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо, который поставил диагнозы великим мира сего в своей книге, ставшей бестселлером на многие годы, «Гениальность и помешательство». Он, с одной стороны, доказывает, что гении отличаются нервозностью и сумасбродством, а с другой - приводит огромное количество случаев, когда шизофреники и маньяки вдруг обнаруживают художественные способности, ранее им несвойственные.

«Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство» - такой безапелляционный приговор Ломброзо вынес Микеланджело, Гете, Гейне, Байрону, Челлини, Наполеону, Ньютону и десяткам других известных личностей. И его вердиктам, составленным почти 150 лет назад, верят до сих пор! Снисходительно относятся к странностям уже современных гениев, таких, например, как Григорий Перельман, - человек, прославившийся тем, что он не стрижет ногти и отказался от премии в один миллион долларов. Хотя железная и мудрая логика в его отказе была. Но как-то привычнее подозревать гения в помешательстве.

И вот сегодня развеять устоявшийся миф решил известный российский врач-психиатр, президент Московской психотерапевтической академии, председатель Российского общества медиков-литераторов, профессор Михаил Буянов. Он более полувека изучает проблему взаимосвязи таланта и душевных отклонений.

- Мне приходилось много лечить известных людей - артистов, писателей, художников, - рассказывает Михаил Иванович. - Общаясь с ними, казалось бы, я должен был все больше убеждаться, что все они, выражаясь по-народному, с очень большим приветом. Но шли годы, и чем больше я занимался этой проблемой, тем больше обнаруживал, что все это совсем не так. А в работах своих коллег, описывающих чудачества гениев, не находил никаких объективных сведений, доказывающих правоту Ломброзо.

Другая причина, заставившая доктора Буянова развенчать миф Ломброзо, - это изменения, произошедшие в последние годы в психиатрии. Дело в том, что точность диагноза зависит от уровня развития медицины. А психиатрия - одна из самых молодых наук из всех примерно 300 известных врачебных специальностей. Она фактически родилась 25 октября 1792 года под гром пушек Великой французской революции, когда знаменитый французский психиатр Филипп Пинель снял цепи с душевнобольных, превратив тем самым психиатрические заведения из тюрем в больницы. А клиническая психиатрия, то есть описание болезни, стала развиваться еще позже. И поэтому в 1863 году, когда вышла книга Ломброзо, которому в ту пору было только 28 лет, психиатры мало что знали. Выводы молодого специалиста и его наблюдения носили больше литературный характер, чем медицинский.

Писатели пьют от одиночества

Доктор Буянов подсчитал: выдающихся талантов - настоящих гениев своего дела - за всю историю существования нашей цивилизации было около ста тысяч. И лишь около тысячи из них страдала теми или иными психическими расстройствами. То есть основная масса «носителей» талантов - это все же здоровые люди.

- Психические болезни среди уникумов встречаются в пять-шесть раз реже, чем вообще среди всего населения, - подытожил Михаил Иванович. - Более того, многие болезни времен Ломброзо сегодня таковыми не являются.

Например, самым распространенным заболеванием в XIX столетии был нейросифилис - поражение мозга и нервной системы бледной спирохетой. Его ставили практически всем, у кого замечали резкие смены настроения: от ­неожиданных вспышек гнева до беспечной веселости, сменявшейся полным упадком сил. Эту болезнь якобы обнаружили у Стендаля, Гейне, Мопассана, Врубеля. Но сегодня им такой диагноз не поставили бы, поскольку были обнаружены синдромы, похожие на нейросифилис за которыми могут скрываться грипп, ангина или атеросклероз.

Часто ставили диагнозы, исходя из принадлежности к профессии. Так, например, истерию приписывали всем поголовно творческим людям. Но ныне оказалось, что этот недуг присущ больше артистам, чем, например, писателям и скульпторам, которые поддаются истерике в три-четыре раза реже.

Еще одну неприятную болезнь приписывают практически всем служителям муз - алкоголизм. Считается, что он им необходим для снятия эмоционального напряжения. Но и тут неправда. Многолетние наблюдения Буянова и его коллег показали, что хронические алкоголики - в основном писатели. А вот из русских поэтов страдали пьянством единицы. Есенин, Аполлон Григорьев, Блок, Маяковский, Пастернак, Цветаева, Ахматова, Окуджава, Рождественский, Вознесенский больше «пили» в своих стихах и песнях, чем в реальности.

- Считается, что почти и все художники - горькие пьяницы, - напоминает доктор. - А какие примеры? Саврасов и еще два-три человека. У всех остальных не было этой пагубной страсти. И среди артистов, несмотря на известную фразу одного персонажа Островского: «Место артиста в буфете», - пьянство как болезнь встречается не так часто, как об этом судачат.

Крайне редко можно наблюдать хронический алкоголизм с белой горячкой и у государственных деятелей, среди которых ведь тоже попадаются гении - как добрые, так и злые. Для них более характерно бытовое пьянство. Или такие бредовые расстройства, как мания преследования и подозрительность.

А теперь подробно рассмотрим диагнозы самых известных исторических личностей.

Петр Ильич лишь фантазировал о сексе

Самый стойкий миф сегодня про Петра Чайковского, что он был гомосексуалистом. Но, по словам доктора, это неправда. Откуда же взялся этот слух?

- Петр Ильич был несчастный человек и всю свою жизнь мучился от чудовищного страха смерти - танатофобии, - начинает объяснять издалека Буянов. - И был еще тяжелым ипохондриком. Искал у себя всякие болячки, пороки, называл себя самым плохим человеком на Земле. Как часто бывает у невротиков, одержимых чудовищными страхами, причем на фоне гениального таланта, он часто пил.

В 37 лет по настоянию своего отца Чайковский, уже будучи профессором Московской консерватории, женился на своей студентке. Но это была истеричная девушка с вялотекущей шизофренией. Их брак был недолгим. Чайковский развелся. И после его бывшая супруга Антонина Милюкова провела 21 год, вплоть до своей смерти, в психиатрической клинике. А Чайковский до конца жизни остался один. Он вообще в принципе, наверное, был асексуалом, то есть сексуальная жизнь его интересовала только в фантазиях. Все его силы уходили в творчество.

Но прошло десять лет после его смерти от холеры, как появились слухи, что он, оказывается, был гомосексуалистом и что он не умер, а покончил жизнь самоубийством. Дескать, где-то в колбе нашел холерный вибрион, специально выпил его и умер. Откуда эта чушь пошла?

Я потратил на это много лет и докопался до истины. Оказалось, что все это пошло, как часто бывает в жизни, от женщины. В консерватории учились две студентки, сестры по фамилии Пургольд. Они были одержимы жаждой выйти замуж за выдающихся композиторов. Откровенно и даже с шантажом - «не женитесь - повешусь!» - домогались Мусоргского, Римского-Корсакова, а также Чайковского. Но он к тому времени уже обжегся на женитьбе, отказал одной из них и сразу уехал путешествовать. И отвергнутая гением сестрица Пургольд из мести стала распускать слухи, что он был гомосексуалистом. Однако никаких свидетельств этому нет.

Нет ничего тайного, что бы не стало явным. И его гомосексуальные наклонности хоть как-то проявились бы. Ведь за ним охотились папарацци. Описывали каждый его шаг. Журналисты дежурили у его гостиницы. О его жизни было все известно в мельчайших подробностях.

Но те люди, которые поверили этому слуху, стали его обновлять и распространять уже сегодня в Интернете. В доказательство приводят письма, которые якобы Чайковский писал своему брату, где рассказывал о своем гомосексуализме. Этих писем в природе не существует!

Кроме того, Петр Ильич, как человек, мучившийся страхами, без конца ходил по психиатрам. Среди врачей, к которым он обращался, был, в частности, Иван Балинский, один из создателей нашей отечественной психиатрии, заведующий кафедрой, выдающийся профессор. Также Чайковский обращался почти ко всем знаменитым парижским психиатрам, например, к знаменитому Теофилю д'Аршамбо. И никто из них никогда не писал, не говорил о гомосексуализме великого композитора. Конечно, психиатры всегда хранят свою врачебную тайну. Но у каждого врача есть свои ученики, которым они многое рассказывают, но и из них до сих пор никто даже не намекал, что Чайковский был извращенцем.

К слову, психиатры сегодня исключили гомосексуализм из своих психиатрических справочников по настоянию Американской психиатрической ассоциации. Но оставили в наших классификациях такие понятия, как «неуточненное половое извращение».

www.narodsobor.ru