В пятницу в литературном музее имени Ивана Куратова открылась выставка «Огни Воркуты», посвященная 70-летию со дня основания заполярного города. Экспонаты рассказывают о суровой судьбе города, истории его становления и развития из рабочего поселка.

Фото Андрея Ретанова

Выставка складывается из двух составляющих – изобразительной и литературной. Первая часть состоит из графических пейзажей известных коми художников Валентина Полякова - все его работы датированы 1944 годом, более поздние – 70-80х годов картины Евгения Борисевича. На столиках гостиной под стеклами расположились фотографии Воркуты 1940-70х годов.

Открытие выставки происходило почти в камерной обстановке – собравшиеся гости, коих было не так уж и много, знают друг друга на протяжении десятилетий. Они собрались поговорить на общую для всех и близкую каждому участнику встречи тему литературной Воркуты.

Об истории создания в Воркуте первых сборников рассказал составитель книг, переводчик и писатель Марк Каганцов:

- Литературная Воркута начиналась тогда же, когда появилась Воркута, причем еще даже не город, а Воркутлаг. Первое литобъединение возникло при редакции газеты «Заполярье», возглавил его Александр Клейн, и первый сборник, выпущенный ими, назывался «Под полярной звездой», - это самая первая воркутинская книжка. Потом достаточно долго не выходило сборников. Затем в 70-е литобъединение возглавил Валентин Гринер, и вышла книга «Сполохи».

После этого были сборники Дмитрия Стахорского «Под полуночным солнцем» и «Актированный день» Валерии Салтановой и Андрея Попова. Однако непоэтическое название «Актированный день» воркутинцам таким отнюдь не кажется – библиофил и краевед Анатолий Попов, прервав рассуждения Марка Каганцова, стал вспоминать все прелести воркутинской зимы:

- Актированный день – это холодный день с сильным ветром, а для школьников праздник - кинотеатры битком! На улицах полно детей, которые грызут оледеневшее мороженое.

Марк Каганцов на выставку пришел с подарком - музею досталась объемистая папка с письмами и прочими бумажными артефактами, предшествующими выходу сборника «Высокие широты».

Анатолий Попов, исследователь судеб репрессированных деятелей культуры и науки, предоставивший, кстати, для выставки множество книг из личного архива с автографами авторов-политзаключенных или их родственников, поделился своими наблюдениями и находками:

- Меня надо хранить в древлехранилище. Потому что уже в 1974 году, когда выходила повесть Дмитрия Стахорского «Двести тысяч», он подписал мне ее как «старейшему воркутинцу».

Однако после шуток старейший воркутинец перешел к серьезным темам и рассказал, что занимается двумя темами – историей Воркуты времен ГУЛАГа и «репрессированной литературой» в Коми крае. Сейчас в его копилке уже почти 600 имен деятелей разных сфер, отбывавших срок на территории Коми.

Так, на выставке есть книга Олега Боровского, отбывавшего наказание за подготовку покушения на Сталина во время парада физкультурников на Красной площади, под названием «Рентген строгого режима», где автор рассказывает о том, как в тюремных мастерских конструировал и изготавливал рентгеновские аппараты для лагерных больниц, спасая тем самым жизни заключенных.

Во время вечера литературных воспоминаний прозвучали песни о севере Владислава Можайкина, Валерии Салтановой и Льва Зонова.

http://www.bnkomi.ru/data/news/22727/

http://siktivkar.bezformata.ru/listnews/ivana-kuratova-vspomnili-literaturnie/14253476/