Сразу скажу: луки пошли в глухую несознанку. Поэтому часть фактической информации не раскрою.
12 сентября 2013 годав первой половине дня в 200 метрах от моего места работы (место перехода через старопромысловую дорогу нефтепроводов “Пашня - УПСВ Западный Тэбук”, одноимённого газопровода, нефтепровода “Западный Тэбук - УПСВ Нижний Одес” ЦДНГ1-ЦППН-1) я обнаружил подозрительную движуху техники (Экскаватор, вахтовка и ещё какие то). На обеде, маханув на велосипеде, я увидел что на некотором расстоянии от дороги что-то разрыто, копошатся люди в лукойловской спецодежде, слышно было шипение (либо стравливают , либо газовая сварка), экскаватор укатывал со мной наперегонки.
Вечером после работы я посетил загадочное место (хотя конечно, я уже знал что там найду).
Канава размером примерно 3х8-10 метров глубиной до 3 метров, сантиметров на 30 заполнена нефтью. Минимальный объём предполагаю НСЖ - 3х8х0,3 = 7,2 куба без учёта впитавшейся в грунт.
Возвращаясь со сбора грибов, захожу осмотреть место разлива со стороны леса. За время моего отсутствия появляется предупреждающая лента.
Я осмотрел место перехода через дорогу небольшого ручья (в это засушливое лето он пересох). Пока нефти не наблюдается.
Выезжая на вуктыльскую дорогу вижу тот самый утренний экскаватор, он тащит какую то трубу вдоль дороги.
Я часто подвергаю критике и переоценке свои позиции. И нас часто упрекают, что мы обвиняем нефтяников в сокрытии нефтеразливов ещё до того, как истёк срок их сообщения в государственные природоохранные органы. И учитывая, что пока нефть дальше не идёт, я решаю дать лукойлу шанс реабилитироваться в моих глазах и самим всё сделать правильно. Никуда не сообщаю. Я думаю одного дня им хватит, чтоб ликвидировать разлив и убрать нефть (повёлся на шумиху в прессе о передовых природоохранных технологиях в лукойле).
Моей ошибкой было то, что я неверно оценил смысл действий нефтяников. Я думал что речь идёт о рядовом разливе нефти (экологическая планка на Нижнем Одесе занижена далеко ниже нуля и такие вещи тут уже никого не трогают).
13 сентября движения не наблюдается.
Выходные не посещал место разлива.
Понедельник, 16 сентября - работы продолжаются. Наблюдаю экскаватор,машину с бочкой у канавы с нефтью.От места разлива отъезжает площадка с трубами.
Не вижу комиссий. Понимаю что, что-то не так.Уж как-то очень долго. Надо фиксировать. Ищу человека для составления акта. С этим у меня в последнее время проблема. Мой постоянный компаньон Макарова Т.Д. целиком погрузилась в управление своим домом, а предложение уличить Лукойл в загрязнении окружающей среды стабильно вызывает приступ “сыкотности” у здоровых мужиков (ну, круг моих знакомых).
Договариваемся с Макаровой на среду.
Вторник.17 сентября. всё то же.
18 сентября 2013 года, из акта:
Время с 6 час 47 мин до 6 час 57 мин
Нами, заместителем председателя Комитета спасения Печоры Макаровой Тамарой Дормидонтовной и членом Комитета спасения Печоры Ивановым Иваном Степановичем проведено обследование участка лесной территории, прилегающего к промзоне п. Нижний Одес. (координаты места : 63г. 38Мин. 59,4сек СШ 54г.52мин. 00,21сек ВД )
Установлено:
Примерно в 200 м на восток от административного здания Цеха связи №2 ООО «ЛУКОЙЛ-Информ» , возле левой обочины «старопромысловой» грунтовой дороги стоит экскаватор. В 60 м от него на север лежат 4 новые трубы диаметром около 0,5 м , яма со следами зубьев ковша экскаватора, полузасыпанная, размерами ориентировочно 3х3м глубиной до 2,5 м, в яме — черная маслянистая жидкость с запахом нефтепродуктов (далее по тексту - НСЖ). На прилегающей территории перекопан грунт, имеются небольшие лужицы и пятна НСЖ . В 50 м на запад от ямы - небольшой полупересохший ручей (из-за отсутствия дождей движения воды в ручье нет), на протяжении около 10 м ручей загрязнен НСЖ. От ручья до места ямы - канавка глубиной до 0,3 м с НСЖ, поваленные деревья (подрост). От дороги до места ямы большое количество обрезков труб диаметром около 0,1 м.
Произведена фотосъемка двумя фотоаппаратами: Т.Д. Макаровой - “Canon PC 1012” и Иванова И.С. - Nikon D3100
Фотокарта прилагается.
фото Т. Макаровой
По оценке Тамары Дормидонтовны (ошибочной) трубы , которые мы видели - новые. Отсюда мы сделали предположение, что речь идёт о замене аварийного участка трубы.
Тамара Дормидонтовна сообщает в Печорскую природоохранную прокуратуру.
После обеда Макаровой звонила экологог из лукойла Гуля Г.В. Вынюхивала, что нам известно.
Такое ощущения, что луки после запроса прокуратуры замерли в замешательстве. Работы на какое то прекратились.
19 сентября
Движуха возобновилась. Весь день по лесу гонял экскаватор, вывозились трубы. Техники с замазученным грунтом и бочек не наблюдалось. Значит, закопали.
Ближе к концу рабочего дня с места разлива в ковше экскаватора вывезли кислородные баллоны. Всё это под руководством человека, похожего на начальника КЦДНГ-1 Волкова (в миру - депутат ГП Нижний Одес). Понимаю что последствия будут скрывать, но реальность сокрытия превзошла даже мои ожидания
20 сентября
С Печоры приехал зам природоохранного прокурора Антонов П.В. и комиссия с Сосногорска (акт натурного обследования будет позже)
Представитель лукойл-Коми как то сразу попытался увести комиссию в сторону от места разлива.
С представителем лесхоза по навигатору определяемся - место разлива метров на 50 попадает в границы ГП Нижний Одес (земли поселений).
Вижу - всё закопали (чуть ли не новое русло ручья проделали).
мне почему-то очень нравится эта фотография
В какой-то момент услышал что там объясняет представитель Лукойл-Коми. Моя первая реакция - “Я хочу снять на видео ваше выражение лица, когда вы это говорите”. Если не ошибаюсь (по прошлогоднему акту), это начальник отдела охраны труда. промышленной безопасности и окружающей среды ТПП “ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз” ООО ”ЛУКОЙЛ-Коми” Трусов (я заценил его флисовую спецодежду). Блог мой ему не нравится (с чего бы?) и он против того, чтоб его снимали. Ага, щас.
ЛОЖЬ.
Я не буду цитировать все те фантазии, которые я услышал. Суть - земля не наша, труба не наша, нефть не наша, нас опять подставляет посёлок.
Вокруг Нижнего Одеса полно металлолома и собирают его все кому не лень.
В лесу метрах в 20 от действующих нефтепроводов ООО “ЛУКОЙЛ-Коми” (их принадлежность Трусов не отрицает) прокуроры обнаруживают большую лужу со старой нефтью на поверхности воды (конечно - это нефть не луков ).Я умудряюсь провалиться в неё (штаны, кеды, шерстные носки за 400 рублей, честно послужившие мне на Урале - всё пришлось после выкинуть). На мой вопрос “А ваши обходчики не видели эту лужу?” ответ.- это нас не касается. Также, как я понял, их не касаются масштабные земляные и огневые работы в непосредственной близости от их опасных промышленных объектов (нефтепроводы, газопровод). В общем, кто тут что ковырял, они не знают.
Я высказываю версию, что речь идёт о демонтаже нефтепровода (на котором был фонтан в прошлом году).
Антонов решает пройтись вдоль видимого на земле следа от трубы.
Видимо, устав врать, Трусов нас покидает. Эстафету принимает Гуля Г.В. (эта женщина знает больше всех о лукойловских разливах нефти в зоне её ответственности (Пашня . Савинобор, Нижний Одес и др.)за все последние года). Представляете, как ей тяжело с таким грузом знаний? Пройдя метров 150 обнаруживаем участок трубы , который не успели демонтировать. Тут уже расстояние до действующих нефтепроводов намного ближе (метра 4) и вуктыльскую дорогу они пересекают практически вместе.
На той стороне дороги (там где я видел экскаватор с трубой) видны свежие следы экскаватора (по всей видимости тут трубу вытащили).
Если моё предположение верно, то эта труба должна идти до 4 ГНСП (километров 7 вдоль вуктыльской дороги). Я предлагаю проехаться вдоль дороги. Может не успели вывести часть трубы или следы погрузки обнаружим.
НЕНАВИСТЬ
Возвращаемся, грузимся в машины. Едем. Находим трубы в паре километров.
Галина Васильевна “плывёт” , объясняя откуда они. То их, то не их. И вымещает своё негодование на мне.
“Кто ты такой? Чего ты тут рассказываешь? Ты знаешь коммуникации? Зачем людей сюда привёл?”, “Занялся бы лучше кладбищем. а то тебе места там не хватит.” “Я могу тебя приподнять и отпустить” (женщина крепкая), “Тебя медведь в лесу задерёт”, “брось сигарету. придурок”(абсолютно немотивированно).
Мой универсальный ответ - “Да Вы успокОООйтесь!” тоном Славика из Нашей Раши (имею грешок-смотрел).
Но такое количество ненависти на меня одного в один день - это много и непонятно. Неужели моё простое желание дышать чистым воздухом и ходить по чистой земле так неприемлимо для луков?
Галина Васильевна, по-моему Вы вели себя глупо. Раскрою секрет - я же ничего не знал до комиссии. И кидая “пробные шары” я следил за вашей реакцией - приступы вашей агрессии служили мне чётким указателем, что я на верном пути. Спасибо Вам.
Антонов в лесу находит людей, которые говорят, что вся техника которая тут работала, спрятана на БКНС (километрах в 5). Я в шутку предлагаю отобрать у Гули телефон - Галина Васильевна уже куда то судорожно звонит.
На БКНС из техники только хон с остатками замазученного грунта. Далее ряд действий, которые позволяют мне предположить что ЛУКОЙЛ-Коми не удастся отмазаться.
Тут расстаёмся. Комиссия едет по месторождениям принимать рекультивированные участки.
Пока, предварительно, моё мнение таково:
Лукойл - Коми незаконно (процедура согласования довольно сложная) демонтирует нефтепровод ЦДНГ1- ЦППН1 Ду500 Западный Тэбук (как написано в прошлогоднем акте). Именно этим, я думаю. можно объяснить что они любой ценой не признают относительно небольшой вроде разлив НСЖ.
Ну а что касается меня, то лукойл не использовал свой шанс реабилитироваться. Так что моё мнение, что “врут, гадят, скрывают и будут это делать” уже наверно ничем не поколебать. Больше никаких переговоров и временных подарков. Если вы ещё не поняли , господа луки, я присоединяюсь к той войне, что вы ведёте с природой. Не на вашей стороне.