Исполнился год с момента торжественной буксировки плавтехбазы «Лепсе» от причалов ФГУП «Атомфлот» на судоремонтный завод «Нерпа» для дальнейшей утилизации. К утилизации судна еще не приступили, на сушу так и не перевели, инфраструктуру до сих пор строят. Как долго продлится пауза?

Анна Киреева, 16/09-2013 www.bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1379340046.45

14 сентября прошлого года Росатом, Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Беллона, провожая «Лепсе» в «последний путь» радовались и поздравляли друг друга с тем, что удалось сдвинуть многолетний и многострадальный проект по утилизации плавтехбазы с мертвой точки. Все искренне полагали, что все переговоры, конференции, согласования, а также бюрократические и финансовые препятствия пройдены, и проект перешел в практическую плоскость.

Беллона в меру своих сил и возможностей с 1994 года старалась помочь скорейшей реализации проекта «Лепсе». Не всё было гладко, но в сентябре 2012 года плавтехбаза покинула причал «Атомфлота».

Напомним, что вопрос об утилизации плавтехбазы стоит на повестке дня с конца 1980-х годов, но тогда не было безопасных технологий выгрузки дефектного ОЯТ, находящегося в хранилищах судна 1934 года постройки. Поиск технологий, оборудования, финансирования и прохождение всех согласований занял почти 20 лет.

График работ не выдерживается

В 2010 году руководитель проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ» Дирекции ЯРБ ГК «Росатом» Анатолий Захарчев уверенно представлял предварительный график выполнения проекта комплексной утилизации судна «Лепсе»: начало выгрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) должно было состояться в третьем квартале 2012 года или в первом квартале 2013 года.

Исходя из предварительного графика утилизации птб «Лепсе», в 2013 году должны были разрезать корпус судна и подготовить носовой отсек к выгрузке ОЯТ, начать выгрузку ОЯТ, и обращение с ОЯТ и РАО, а также утилизацию металлолома и промышленные отходы.

Из практической работы, согласно графику, было сделано только одно - подготовка судна к переводу и утилизации, а также перевод птб «Лепсе» на СРЗ «Нерпа».

За год с момента перевода «Лепсе» к причалам «Нерпы» с судном работы практически не проводились. Оно так не было переведено на сушу, а это был принципиальный момент для снижения потенциальной ядерной угрозы.

«Постановка плавучей технической базы (птб) «Лепсе» на стапель снизит ядерную и радиационную опасность этого объекта на 90 процентов», - говорил тогда генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша.

Неготовность инфраструктуры

За минувший год на «Нерпе» началось строительство инфраструктуры для утилизации судна. Эти работы, согласно графику проекта, должны были начаться в первом квартале 2011 года.

По словам Начальника отдела по внешнеэкономическим связям СРЗ «Нерпа» Олега Ерина, предприятие адаптирует инфраструктуру согласно условиям заключенных договоров.

В рамках контракта «Нерпа» изготавливает часть секций блок-упаковок для укрытия «Лепсе», когда судно будет перемещено на берег, а также модернизирует специальную стапельную плиту для судна.

«Сейчас процесс выполнения контракта составляет 82%», - рассказал он в эксклюзивном интервью Беллоне.

Пробка на стапель-плите

Сейчас эту плиту занимает первая советская атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол», которая мешает выполнению глобального международного проекта.

«Конечно, «Ленинский Комсомол» физически мешает работам, но есть и другие вопросы. Например, до сих пор не заключен контракт на постановку «Лепсе» на стапель плиту», - рассказал Ерин.

Надо отметить, что никто из представителей предприятий Госкорпорации «Росатом», а также ЕБРР не видят больших проблем в задержке по проекту.

Так, по словам представителя ЕБРР Сергея Бочарова, средства, выделенные донорами фонда «Экологическое Партнерство Северное Измерение», будут использованы вне зависимости от фактических сроков реализации.

По словам главного инженера ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки, недавно руководитель Госкорпорации Росатом Сергей Кириенко обратился к министру обороны Шойгу по поводу ситуации с субмариной.

«Скорее всего, в мае-июне следующего года ситуация с «Ленинским Комсомолом» будет решена. Но, несмотря на то, что работа на самом объекте за минувший год практически не проводилась, я надеюсь, что в декабре начнется срезка надстройки судна», - рассказал он в интервью Беллоне.

Основная проблема с первой советской субмариной заключается в том, что идея превратить ее в музей до сих пор не нашла финансового обеспечения. Она принадлежит Министерству обороны, которое и должно определить, превратить лодку в музей, или пустить на иголки, а также найти финансирование под проект.

Росатом неоднократно обращался в Минобороны, недавно обращение направила и Губернатор Мурманской области Марина Ковтун.
Все надеются, что со сменой министра будет внесена ясность в судьбу «Ленинского Комсомола», и она сможет уступить «Лепсе» его законное место на стапель плите.

По словам руководителя Беллоны-Мурманск, ситуация, сложившаяся с «Лепсе» и «Ленинским Комсомолом» - проявление недальновидности при составлении планов утилизации АПЛ.

«Просто в тот момент забыли, что АПЛ была первой. Но сейчас надо провести рокировку на стапель-палубе завода «Нерпа»: убрать «Ленинский Комсомол», соединив три его части в единое целое, а на его место поставить «Лепсе». Проект «Лепсе» - международный с солидным финансовым подкреплением, превышающим работы по «Ленинскому Комсомолу» почти в 40 раз, в то время как на создание музея первой АПЛ денег нет совсем», - рассказал он.

"Чтобы соединить разрезанный на три части корпус АПЛ «Ленинский Комсомол» требуется около 50 миллионов рублей, но музей будет стоить почти в 10 раз больше, и история может очень затянуться во времени», - считает Золотков.

По его словам, сложившаяся ситуация может повториться через несколько лет, когда подойдет время принимать решение, утилизировать атомный ледокол «Арктика» или переоборудовать его в музей.

«Есть предварительные финансовые расчеты по стоимости утилизации ледокола, но уже есть более 15 тысяч подписей в Интернете в поддержку идеи сохранения ледокола - «Мы просим сохранить нашу "Арктику» . Там разговор пойдет уже о серьезной сумме бюджетного финансирования – например, проект переоборудования первой АПЛ в музей оценивается в 500 миллионов рублей. Хотелось бы, чтобы, кроме эмоций, большие начальники начали вести эту предварительную работу сейчас, а не в тот момент, когда наступит время буксировать «Арктику» на утилизацию», - предостерегает руководитель Беллоны-Мурманск.

Оригинал