Деньгам здесь не место
Пекин вновь отложил переговоры о строительстве железной дороги из Узбекистана в Китай через Киргизию. Инвестиции, анонсированные в ходе визитакитайского лидера в эту страну, крайне незначительны. Осторожность объяснима: иностранные компании в этой охваченной хаосом стране подвергаются огромному риску.
Китай выделит на проекты в Киргизии почти $3 млрд, сообщил киргизский министр экономики Темир Сариев. Соответствующие соглашения были подписаны в ходе государственного визита председателя Китая Си Цзиньпина в эту страну 11 сентября.
Из них $1,4 млрд будет выделен на строительство 225 километров газопровода "Кыргызстан-Китай". Он будет достроен за два-три года, объем поставок составит 30 млрд кубометров в год. Объект предназначен для экспорта туркменского газа в китайский Кашгар.
Помимо этого Китай выделит по $400 млн на реконструкцию ТЭЦ Бишкека и строительство альтернативной автодороги "Север-Юг". Еще $400 млн получит нефтеперерабатывающий завод "Джунда" в Кара-Балте. Далее будет выделено 210 млн юаней (около $38 млн) технической помощи и грантов на различные проекты.
"Средства на строительство газопровода и увеличение мощности НПЗ в Кара-Балте — это чистые инвестиции китайской стороны. Деньги на реконструкцию ГЭС и строительство альтернативной дороги "Север-Юг" — это кредиты под гарантию правительства", — пояснил министр.
Всего по итогам визита Си Цзиньпина в Киргизию подписано семь документов: соглашение о технико-экономическом сотрудничестве, акт передачи-приема автомобилей от правительства Китая управлению делами президента и правительства КР, соглашение о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации газопровода из Киргизии в Китай, меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в сфере здравоохранения, соглашение о выделении китайским Экспортно-импортным банком кредитов на реконструкцию ТЭЦ Бишкека и строительство альтернативной автодороги "Север-Юг", кредитное соглашение между "РСК-Банком" и Банком развития Китая о выделении $10 млн, декларация об установлении отношений стратегического партнерства.
Председатель правительства Китая посетил Бишкек в рамках турне по странам Средней Азии. Перед этим он побывал в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане. Инвестиции, которые согласился выделить Си Цзиньпин в экономику Киргизии, просто ничтожны по сравнению с вложениями Пекина в другие среднеазиатские страны. Так в Казахстане в ходе нынешнего визита Си Цзиньпина достигнута договоренность о вложениях на $ 30 миллиардов (в частности, в разработку нефтяного месторождения-гиганта "Кашаган"), а в Узбекистане — на $15 миллиардов. Масштабы инвестиций в Туркмению не разглашаются, но, учитывая ставку Китая на туркменский газ, можно предположить, что они также гораздо выше, чем в Киргизию.
Более того, вопреки ожиданиям Бишкека, Пекин отложил рассмотрение главного китайского проекта в этой стране: строительство через Киргизию железной дороги из Узбекистана в Китай. Отметим, что из-за промедления с началом строительства этой магистрали страдает и Ташкент, так как, именно, эта артерия во многом предопределяет масштабы китайско-узбекского сотрудничества.
Незначительность масштабов китайских инвестиций в Киргизию легко объяснима. Нестабильность ситуации в этом государстве, где политическую жизнь во многом определяет диктат толпы, руководимой уголовниками, ставит работающие в Киргизии иностранные компании в очень рискованное положение. Так, например, канадская компания, разрабатывающая золоторудное месторждение Кумтор, постоянно подвергается давлению со стороны руководимых "авторитетами" агрессивных толп. Многочисленные атаки местных жителей зафиксированы и на китайские предприятия в Киргизии.
О нестабильность в Киргизии прекрасно осведомлены в Пекине. Как отмечает крупнейшая китайская газета "Жэньминь жибао", 11 сентября в Пекине прошла презентация новых документов "Отчета о развитии ШОС (2013)" и "Отчета о развитии стран Центральной Азии (2013)". В документах отмечается, что, за исключением Киргизии, в остальных странах региона политическая ситуация была стабильной, а экономическое развитие — благоприятным. Учитывая, что в Китае публичная информация, тем более такого рода, не появляется без санкций сверху, озвученный вывод можно перевести так: Пекин готов вкладываться во все среднеазиатские республики, кроме Киргизии.
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/09/13/1175479.html