Необходимая связь здоровья, воспитания и свободы в жизни человека
Привожу несколько высказываний из дореволюционных журналов о связи здоровья, воспитания и свободы в жизни человека, о чем забывают современные остепененные составители школьных и вузовских программ и учебников, цель у которых только одна – вытащить как можно больше денег из бюджета в собственные карманы.
«Общество русских врачей в Петербурге 17 декабря 1885 года приняло следующее заключение, которое было представлено Министру внутренних дел:
1. Смерть от большинства болезней есть смерть насильственная, а не естественная и зависит от неприятия соответствующих предупредительных мер, указанных наукой и польза которых доказана опытом многочисленных городов и целых стран.
2. Чрезмерная смертность российского населения низводит его рабочую способность и доводит народное хозяйство до убыточности.
3. Повышение рабочей способности населения, а с тем вместе и благосостояния и просвещения в нашем отечестве невозможно без уменьшения смертности, а потому уменьшение смертности и ближайшее к тому средство – оздоровление – составляет нашу первую государственную потребность».
«Новое слово», 1896, №9, с.66.
«Разнообразные болезни не только ежегодно сводят в могилу сотни тысяч людей, совсем понапрасну, они еще расстраивают конституцию людей, перенесших эти болезни, калечат население, вырождают его, делают его неспособным к работе.
Вся беда в том, что врачи не имеют никакой возможности ввести гигиену в жизнь. Там, где врачи являются полными хозяевами своего дела, например в немногих больницах, в ученых обществах, там получаются великие результаты. Например, в области терапии, хирургии, различных научных исследований.
Там же, где врач служит безгласным и бесправным батраком, которого можно выгнать со службы без всяких уважительных оснований и которому можно не давать жалованья два года, там ничего, кроме санитарного зла и хаоса нет и быть не может».
«Новое слово», 1896, №9, с.68.
«Свободе и вольностям американского народа никогда и ни на минуту не грозила опасность со стороны законодательной или исполнительной власти.
Когда проезжаешь по широкому американскому Западу, то видишь постоянно фермы в 200 или 300 акров. В каждой из этих ферм имеется просторный дом, окруженный фруктовым садом и лужайками.
Здесь растут крепкие, здоровые, бодрые дети фермера, пользуясь хорошей и изобильной пищей. Здесь мы видим умных, полных энергии юношей, готовых обзавестись такой же собственной фермой и заниматься земледелием или же посвятить себя торговому делу в соседнем городе. Если мы поговорим с дочерьми фермера, то увидим, что это начитанные особы, хорошо знакомые с текущей литературой Англии и Америки»
«Образование», 1906, №8, с.96.
«Благоразумное употребление педагогического искусства, утвержденное на правильном понимании естественной последовательности и цели в развитии познавательных способностей, должно только пособлять природе, удалять препятствия, избавлять от уклонений, и каждой способности доставлять в свое время достаточную пищу, не оставляя в то же время без возбуждения и других способностей души.
Воспитание не производит ни одной способности в нашем духе. Каждая способность заключает в нем возможности.
Педагогическое влияние только возбуждает эти способности и доводит их до возможной степени совершенства».
Гогоцкий С.С. – О развитии познавательной способности в педагогическом отношении - «Журнал Министерства народного просвещения», 1857, №3, с.315, 317, 321, 335.
«Благодатное влияние свободного труда, вследствие которого дитя приучается любить свое дело и тем нравственно крепнет и возвышается, - это благодатное влияние исчезает для ученика, если он, вследствие принудительных мер, приучится смотреть на учение, как на дело, которое не худо бы поскорее сбыть с рук.
И, в особенности, если ему будет внушено, что он должен учиться, чтобы составить себе так называемую карьеру в будущем».
Кюнер – Пределы самостоятельности в воспитании - «Журнал Министерства народного просвещения», 1857, №6, с.303, 305.
«Поколения сменяются поколениями, племена племенами, целые народы теряют свою политическую индивидуальность. Но история и предания сохраняют для отдаленного потомства не только деяния, но и самые мысли, чувствования, от которых более или менее зависело счастье или бедствие народов.
Мы редко пользуемся опытами наших предшественников. Мы считаем себя предусмотрительнее и – падаем в те же заблуждения ума и сердца. Конечно, общественная и частная жизнь изменяется, но человек в его сущности остается все тот же, с теми же страстями, с теми же слабостями.
Земная мудрость давно уже ищет точки опоры для общественного счастья. Она думала утвердить его, то на законах, то на государственном богатстве.
Но история свидетельствует, что кодекс Юстиниана не удержал Византию от падения, что золото Нового Света не упрочило благоденствия Испании, что грозные полчища Наполеона I не доставили прочного счастья Франции и что ученость нынешней Германии не спасла ее от потрясений.
Счастье народа, как и отдельно взятого человека, состоит в равномерном удовлетворении потребностей нашей двойственной природы: материальной и духовной. Достигнуть этого нелегко.
Наши личные выгоды часто бывают диаметрально противоположны выгодам общественным. Как же согласовать их? Как направить мысли и чувствования, желания и действия миллионов граждан к одной и той же цели – к всеобщему благу. Для этого есть только один путь – образование народа.
Образование человека состоит в развитии его телесных и душевных способностей, как средств, к достижению возможного для нас счастья.
Тело – это сосуд, в котором заключен наш дух на время нашей земной жизни. Связь духа с телом необъяснима, но влияние их друг на друга очевидно для каждого. Твердость духа содействует к поддержанию телесных сил.
Развитие телесных способностей должно иметь целью укрепление организма, иначе сказать – здоровья. Развитие способностей душевных должно научными знаниями и нравственными истинами просветить ум и сердце наше, а не придать им один только наружный блеск.
И телесные и душевные способности должны быть развиваемы одновременно. Разделить образование их, значило бы раздвоить существо человека. Займитесь образованием одного сердца, или развитием одних познавательных способностей. В первом случае вы получите добросовестных невежд, во втором – ученых, но безнравственных граждан.
Народное образование только тогда прочно и полезно, когда оно выработано самим народом, когда оно представляет продукт его внутренней, самостоятельной деятельности, плод его постепенного духовного развития, а не результат усильных забот, поощрений и требований правительства.
Стоит раскрыть историю и взглянуть на современные нам образованнейшие государства, чтобы убедиться, что каждое сословие народа везде жило, и будет жить своей нормальной жизнью, зависящей от его занятий. А различие в занятиях предполагает уже различие в образовании, или, по крайней мере, в степени этого образования.
Народное образование, вытекая из природы нашей и условий общества, должно удовлетворять не прихотям, но действительным потребностям граждан.
Слово тогда только бывает могучим орудием ума, когда, между говорящим и слушающим, существует бескорыстная связь. Когда звуки, долетающие до нашего слуха, отзываются не в ушах только, но и в сердце нашем».
О народном образовании - «Журнал Министерства народного просвещения», 1858, №9, с.229, 230, 232-233, 235, 240.
Александр Рашковский, краевед, 12 августа 2013 года.