СМИ все чаще дают не просто статистику кредитной задолженности россиян, но и картинки должников. Все чаще люди сводят счеты с жизнью, попав в кредитную депрессию. Разумеется, самая простая реакция: сами виноваты! Действительно, очень существенная часть должников рассказывают трагические истории, свидетельствующие, что они без царя в голове. Есть среди них и неглупые люди, но пошедшие на риск и промахнувшиеся (например,потеряли работу). Однако это, как мне представляется, не оправдывает сложившуюся ситуацию. Да, экономически недалеких людей гораздо больше, чем трезвых и расчетливых. Означает ли это, что профессионалы из финансового сектора имеют право наживаться на чужой глупости, необразованности и/или неспособности контролировать свои желания? А банки этой особенностью состава населения активно пользуются, предлагая очень доступные и очень дорогие кредиты. Мошенничество, с которого начинался отечественный финансовый рынок, продолжается, но немного в более изощренной форме. И государство молча наблюдает это, уделяя больше времени борьбе с гомосексуальной угрозой.
Кредиты, с одной стороны, выполняют функцию социального контроля более эффективного и жесткого, чем правоохранительные органы и менеджмент, т.к. обладатель кредита сто раз подумает перед тем, как открыть рот в адрес начальника. А с другой стороны, уже миллионы людей загнаны в угол, где им нечего терять. Это ситуация классического пролетария, про которого Маркс писал, что ему нечего терять, кроме своих цепей. Один в один о задолжнике! А человек, прижатый к стене, готов на любой отчаянный поступок: не только с крыши прыгнуть, но и ограбить другого, и влиться в бунт - бессмысленный, и беспощадный.
Система потребительских кредитов формирует быстро растущую пороховую бочку. И власти надо бояться именно ее, а не интеллигентных протестантов.
Приложение