В школах Республики Коми и в частности Сосногорского района 1 сентября этого года объявлен рабочим днем.
Последнюю неделю ко мне обращались педагоги и техперсонал школ с вопросом: «Насколько это законно?». Этим же вопросом задавались и родители учащихся. Разумного и обоснованного ответа на их возмущенные вопросы я не находил. Тем более ответа, основанного на законе…
Согласно ст.113 Трудового Кодекса России, работа в выходной день запрещена. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится только с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений. Привлечение работников к работе без их согласия допускается только в случаях необходимости предотвращения катастроф или их последствий, последствий производственных аварий и стихийных бедствий, для предотвращения несчастных случаев, для выполнения работ, обусловленных чрезвычайным или военным положением. Речь, конечно, не идет о предприятиях с непрерывным графиком работы, где существует так называемый «скользящий график». При этом, согласно ст.153 ТК РФ, оплата труда в выходной день оплачивается не менее, чем в двойном размере.
Согласно ТК РФ, правом переноса выходных дней обладает только Правительство Российской Федерации, при этом один раз в году нормативным правовым актом, который должен быть опубликован не менее чем за месяц до наступления календарного года, в котором будут переноситься выходные дни. Другие органы правом переносить выходные дни не наделены. А отмена положений Трудового Кодекса производится не распоряжением работодателя, а Федеральным законом.
Но почему же мне, да возможно и другим юристам, поступают вопросы от педагогов?
Летом нынешнего года начальником Сосногорского Управления образования была назначена Ольга Мирошникова, которую несколько лет назад с этой же должности с треском и скандалом на весь район прогнал тогдашний мэр Игорь Леонов. Мирошникова, отсидевшись несколько лет на низкой для себя должности в одном из местных ПТУ, которое возглавляла видная деятельница «Единой России» и депутат Сосногорского Совета И.В.Ушакова, накопила сил и руководящего потенциала и решила, очевидно, произвести «революцию» в Сосногорском народном просвещении. (Возомнила ли она себя местным Луначарским – предполагать даже не стану).
Игорь Леонов, немного побыв после Сосногорска в Сыктывкаре в Госсовете, перешел в Ухтинскую администрацию, куда перетянул практически всю свою сосногорскую команду, которую составил из довольно грамотных людей. Сосногорск же стал испытывать кадровый голод. В результате пустовавшая несколько месяцев должность начальника Управления образования все же была отдана «бывшему кадру».
Деятельность нового старого начальника Управления ознаменовалась уходом нескольких директоров школ – элиты местной интеллигенции, поскольку иной элиты в среде сосногорской интеллигенции совсем немного. Деятельность оставшихся директоров школ превратилась в летний кошмар – вместо положенного по закону отпуска они занимались не только подготовкой школ к новому учебному году, но и составлением бесчисленного числа бумаг на исходящие из Управления образования требования. По признанию некоторых директоров, многих из которых я знаю лично, и не только по работе, в среднем в три раза больше, чем при предыдущем начальнике Управления Н.М.Кирсановой. Наталья Михайловна, перейдя работать заместителем руководителя районной администрации, вероятно из-за своей интеллигентности, не вмешивается в работу нового старого начальника, а остальным местным руководителям не до соблюдения внутреннего трудового распорядка в муниципальных учреждениях образования. Но чью бы блажь не исполняли начальники подразделений образования муниципалитетов, стоило бы задуматься над тем, каким образом не нарушить Федеральный закон!
Почему я говорю о Сосногорске? Потому что я здесь работаю и здешние педагоги обращаются ко мне с вопросами. Я два дня пытался связаться с начальником Управления образования Мирошниковой, даже оставлял телефонограмму для нее, но… От первого заместителя министра образования региона тоже не удалось получить ответа...
И если Глава региона «предложил» региональному министру и муниципалитетам «проанализировать» вопрос о проведении именно 1 сентября «праздника знаний», то зачем надо с яростью кидаться исполнять «предложение» босса, если при этом последует нарушение закона? Ведь всем известно, что ни губернатор из своего кармана, ни министр образования, ни республиканский бюджет не станут возмещать в двойном размере тысячам педагогов и персоналу муниципальных школ республики выход на работу в двойном размере, как того требует Трудовой Кодекс.
Интересно, это была импровизация губернатора или продуманная акция, за которой стоит экономическое обоснование для «праздника знаний»? Хотя, судя по тому, сколько стоит восстановление губернаторских резиденций после пожара, двойная зарплата нескольких тысяч работников учреждений образования за 1 день – сущая мелочь…