Упомянутый мной в предыдущей статье ген.директор "Коммерсантъ" в Самаре" Андрей Фёдоров на форуме "iВолга" заметил, что независимых СМИ нет и не может быть в принципе, и дело здесь не во власти. Сегодня как таковой цензуры в России нет, и стоны некоторых либеральных СМИ и блоггеров относительно свободы слова основаны, если только на желании обосновать свою беспомощность в борьбе за популярность. Дело в том, что всеми газетами, телеканалами, радиостанциями и сайтами владеют так или иначе ангажированные элементы. С государственными телеканалами всё понятно: они так и позиционируют себя (Государственная ТелеРадиоКомпания). Что, несомненно, является рупором власти. Возьмём оппозиционные СМИ - их руководители имеют вполне определённые политические взгляды и отстаивающие их на страницах своих изданий, в эфире своих телеканалов. К примеру, Дмитрий Быков, "горячо симпатизирующий Навальному", Латынина думает, что, если бы Собянину было "комфортнее без избирательной кампании, у него бы это как-нибудь вышло"; grani.ru подбирают и публикуют информацию, заведомо играющую против власти; ну и телеканал "Дождь" вещает о государственных "подарках" непокорным гражданам, открыто давая понять, что страна находится под гнётом "кровавого", "полицейского" режима. Хотя, если разобраться, то наиболее популярным оппозиционным СМИ "Эхо Москвы" владеет замечательная компания под названием "Газпром", а "Эхо Москвы в Кирове" - видный единоросс Валерий Крепостнов. Между тем гендир "Дождя" Наталья Синдеева - подруга пресс-секретаря премьера Медведева Тимаковой...
То есть всё идёт от владельцев СМИ, а не от самой власти. Первых даже никто и не заставляет следить за словами их журналистов-пропагандистов, они сами стараются для своего же собственного блага. На одном из судебных заседаний по делу "Кировлеса" над кандидатом в мэры Москвы Навальным и предпринимателем Офицеровым бывший судья Ленинского районного суда города Кирова признался, что, если судья вынесет оправдательный приговор, то никаких прямых санкций к нему применено не будет, он всего-лишь будет отстранён от различных неформальных благ жизни. Конечно, судью Блинова такая перспектива не устраивала, потому и вердикт был соответствующим. Точно так же и с медиаменеджерами и главредами - они не хотят лишаться корма, который в их водоём на удочке запускает власть.
Тем самым и действительно невозможна в таких условиях независимость СМИ. А если возможна, то на весьма небольшом отрезке времени. "Взгляд" - настоящий "Взгляд" просуществовал с 1987 по 1998. О чём это говорит? Прежде всего о том, что с началом укрепления новой, сколько угодно демократической, власти начинается конец свободной журналистики. Если ты не хочешь врать, пусть даже за денежку, уходи из политики, не трогай vip-персон, что собственно и сделал "Взгляд". Полностью его не стало с приходом "национального лидера" в 2001. То же самое будет, если к власти придут нынешние либералы. Допустим, они победят путинский режим, придут к власти. Если смогут её удержать и не продадут Россию Западу, то через определённый промежуток времени мы вернёмся к тому же "путинскому режиму", только называть его уже будут новые либералы не "путинским", а, допустим, "навальновским" - "навальновским кровавым режимом"! Между тем, если они (нынешние либералы) всё же не смогут управлять страной и она при них распадётся на несколько маленьких княжеств, то произойдёт то, что было на Руси в 11-12 веках, потом придут "монголо-татары" и будут доить, покуда кости не оголим... Какая в таких условиях журналистика? Максимум что - летописи!
Возможно, кто-то скажет: "Расслабься! Это же Россия!" Да нет... Стоит обратить внимание на скандал вокруг Мэннинга, недавно решившего стать женщиной. Человеку дали 35 лет за передачу секретных данных Wikileaks. Между тем американцы потребовали от СМИ другого государства The Guardian уничтожить эту информацию. То есть всем плевать на то, есть свобода слова, или её нет, свободна ли пресса, или по факту является пропагандой, если дело касается власти или денег.
Соответственно выхода нет, этот порочный круг никогда не закончится, остаётся лишь держать руку на пульсе и ловить момент, когда можно...