Внутренний конфликт в Сирии всё больше напоминает фурункул – давно созрел и очень свербит, но сам никак не прорвётся. В последние время, если судить по сообщениям в СМИ, лично у меня создалось впечатление, что позиции президента Асада укрепляются. Что немудрено, затяжное противостояние легче выдерживает тот, в чьих руках реальные рычаги власти.
Но тогда обидно Америке, Соединённые Штаты не привыкли проигрывать, пусть и не своими руками. Их президент Обама находится в патовой ситуации – пятый год правит и до сих пор не сделал ничего выдающегося во внешнеполитическом плане. В смысле, никого не прищучил. Даже целлюлоидный Клинтон, в перерыве между оральными удовольствиями на рабочем месте, такое учинил в бывшей Югославии, что до сих пор всей Европе икается, России в том числе.
С другой стороны, а чего Бараку упираться, если третий президентский срок ему всё равно не светит по их дурацким либеральным законам? Самому создать про себя анекдот – «лауреат Нобелевской премии мира затеял новую войну»… на фиг нужно. Тем более что состояние его родной экономики отнюдь не располагает к очередным милитаристским расходам и отправке самого трудоспособного населения страны на далёкий, опасный и ментально чуждый Восток. Ему-то, Обаме, за это ничего не будет, а вот другие кандидаты от демократов надолго обломаются.
Но всё время отмалчиваться нельзя, надо когда-то подыграть настроениям самых главных борцов с мировым злом, американцы этот имидж любят и ценят. Вот Барак Хусейнович и бухнул - «начнём вторгаться, когда применят химоружие». Почему именно его? А какое ещё? Ядерное – означает трындец всем, заворачиваемся в белые простыни и организованно ползём в сторону кладбища. Бактериологическое – нечто невидимое, неосязаемое, пролонгированное (когда ещё тебя от сибирской язвы скрутит). Зато химическое вполне наглядное – судороги, пена на губах и всё такое. Одним словом, зверство.
Не успел Обама пригрозить, как, словно по заказу, от сирийской оппозиции стали поступать сообщения о применении правительственными войсками газа зарин. Даже по нашему телевидению кадры показали – дети мёртвые лежат со всеми признаками удушья. Картинно так лежат, что невольно наводит на мысль о некой постановочности снятого.
Вот я ни разу не поклонник Башара Асада, проще говоря, он мне до балды. Да, диктатор классического восточного типа, которого из президентского кресла надо «фомкой» выковыривать. Да, коррупционер, иных там просто не водится. Да, отморозок, легко отдаёт приказы «мочить» свой народ, особенно тот, что его самого не любит и не хочет. Но отморозок точно не религиозный, по внешнему виду ясно, мозги хитрые и незамутнённые. Такими мозгами легко сообразить, что применение зарина лишает его, как президента, легитимизации в глазах мирового сообщества. Я понял, если бы судьба коллеги Кадафи была близка, тут на что угодно пойдёшь. Однако вести с фронтов говорили об обратном. Ох, чувствуется во всём этом чья-то подстава…
Причём подставляют не только и не столько сирийского президента, сколько его коллег, представляющих две мощные сверхдержавы. Одному, американскому, приходится отвечать за слова про «тонкую красную линию» (имелся в виду повод для начала войсковой наземной операции). И кто только Барака за язык тогда тянул! Два таких понятия, как «химоружие» и «вторжение», вызывают лишь одну ассоциацию – «Ирак», куда вторглись, а ничего химического не нашли. Я не раз писал о том, что на казнённом Саддаме Хусейне и без того висело грехов на три повешения – и Катар, и ракетные атаки по Израилю, и пытки над курдами, от рассказов о которых у меня седели волосы подмышками – но по факту страну поставили в позу за то, что до сих пор не доказано. Бушу-младшему это сошло по горячке от терактов «911», Обаме – уже вряд ли. Неприкосновенность его президентская когда-нибудь да закончится, могут и порвать…
Но и его главному оппоненту, Путину то есть, совсем несладко. Каким оружием воюют противоборствующие стороны? Спорить могу, что «made in Russia». Сколько погибших в конфликте на круг, к ста тысячам приближается? Несколько десятков придётся на пресловутый зарин (и то ещё неизвестно чьего производства), но большинство, извините, на старый, добрый «Калашников». Может, и китайского производства, только народные массы, особенно сирийские, в этих тонкостях не разбираются.
Ещё обращу ваше внимание на то, что Обама, говоря о «красной линии», имел в виду именно действующую сирийскую власть. Хотя известно, кто на Востоке приходит на смену авторитарным режимам. Отнюдь не демократы, которых там не водится, по крайней мере, в нужных для удержания власти количестве. Зато есть религиозные радикалы, они-то и воюют сейчас с Асадом. Посмотрите на Египет, на Тунис, на Ливию. Убедились?
Ну и что? Обама стоит перед серьёзной дилеммой. Если сейчас смолчать и не врезать, Америку элементарно перестанут бояться и уважать во всём мире, а это уже целая национальная трагедия. При этом Путин по-дзюдоистски поведёт плечами – «это я с Китаем войну остановил, теперь нас бойтесь… и цените».
Но и продолжать безучастно смотреть на происходящее, невнятно гундося под нос о «необходимости всем сторонам сесть за круглый стол переговоров», бесполезно и контрпродуктивно. В моём понимании, в Сирии давно идёт настоящая гражданская война. А в ней какие-либо переговоры бессмысленны, ибо речь идёт о выживаемости одной из сторон. Кто-нибудь представляет себе Троцкого и, например, Деникина, дующих чай за столом переговоров году, эдак, в 19-ом? Правильно, бред, только полная и безоговорочная капитуляция, разве что добровольно сдавшим оружие расстрел заменят массовой поркой и пожизненным поражением в правах. Ситуация же в Сирии усугублена религиозной составляющей – алавиты воюют с суннитами. Это вообще труба…
Понимают это в Кремле? Безусловно. Но что же делать? Если Путин промолчит и «не заметит» начала операции силами коалиции, сразу начнутся разговоры, мол, Медведев сдал Ливию, а этот Сирию. Причём вряд ли кто из критиков примет во внимание тот факт, что Башар уже не слушает «Большого Вову» - он перешёл свою красную черту, а которой или пан, или пропал. А ведь чем дольше длится сирийская война, тем больше веса в рядах повстанцев приобретают наиболее экстремистски настроенные исламисты, в первую очередь «Джабхат ан-Нусра», ядро которой составляют перешедшие границу из Ирака бойцы иракского филиала Аль-Каиды. Изверги и головорезы, совершающие зверства, которые не могут отрицать уже и западные СМИ, с самого начала стоящие за интересы оппозиции и во всём её оправдывающие, отличаются не только жестокостью, но высоким боевым духом и бесстрашием, как и положено тем, для кого смерть за веру - величайшее счастье. Это потом, в случае победы оппозиции, Обаму распнут за то, что к власти в Сирии пришли очередные отморозки под зелёным знаменем ислама. Мир-то живёт сегодняшним днём…
Я редко выступаю на стороне российского правительства. Но с самого начала оно говорило вполне здравые вещи – «сирийский народ должен сам выбрать своё будущее». Что хорошо в теории, на практике же очень сложно взять за шиворот взрослых, распалившихся в ссоре людей, и усадить их за стол переговоров где-нибудь в Антальи или нейтральном Берне. А пока наши говорили эти правильные, но бесполезные слова, ситуации приняла фатальный оборот, когда братоубийственную войну может остановить только третья сила, ещё более сильная и жёсткая в приёмах, чем две конфликтующие. Тут бы Америке с Россией объединиться… но понты лидеров не дадут.
Сейчас Обама топчется на проведённой им самим толстой красной линией. Как бы краска с неё дальше не потекла…