ЧИНОВНИЧЬЯ КУЛЬТУРА

Александр Татаренко написал вчера в 22:14 
3 оценок, 45 просмотровОбсудить (2)

ЧИНОВНИЧЬЯ «культура»

 

Очень рекомендую всем прочитать эту замечательную статью. Александр Рашковский 28 августа 2013 года.

 

http://maxpark.com/community/88/content/2169181

В настоящее время слово «культу­ра” имеет неверное истолкование, так как оно до сих пор несет в себе прошлое предназначение.

Талантливые деятели культуры всегда мешали чиновникам-управле­нцам, поэтому это понятие и было искажено.

Сейчас, мне думается, необходимо восстановить широкий смысл этого слова, а прошлые организационные структуры, министерства и коми­теты культуры, необходимо упразд­нить вместе с прошлым поня­тием. Иначе мы будем продолжать падать в пропасть из-за этой образовавшейся чиновничьей пара­зитической разру­шительной струк­туры. Да к тому же еще являю­щейся монополией  на истолко­вание такого понятия как культура.

Эта паразитическая структура настолько пожирает наш бюджет, что если бы ее убрать, мы бы могли, наверно, возродиться из пепла, как птица Феникс…

Но вернемся вновь к понятию “куль­тура”.

Произнося это слово, мы обычно подразумеваем развлечения, или то, что связано с нашим досугом. Не так ли? Это – танцы, песни, театр, фольклор, игры, и т.д. Получается, что слово “культура” до сих пор так и несет в себе понятие раз­вле­­чения, как это было раньше. 

Вот  это и есть основная ошибка, оставшаяся с прошлых времен, которая мешает нам встать на ноги, чтобы нормально развиваться.

За рубежом же эти развлечения называются не словом культура, а словом шоу, т.е. праздник развлечений. Четко и понятно. У нас же “горе - философы” все скомкали и смешали. И слово культура стало иметь два, а то и три понятия.

К примеру.

Говоря – культура – мы подразумеваем:

Первое.  Нашу историю, музеи, всю науку, всю эстетическую сферу, библиотеки, т.е. все наши знания прошлого и сегодняшнего времени.

Второе. Все то, что связано с нашим досугом –  игры и развлечения.

Видимо, наши управленцы не стали ломать голову, и прилепили нашу историю и наши знания к развлечениям, и поэтому оба понятия рассматриваются сейчас вместе.

Разбирая каждый вид деятельности из области культуры, мы можем найти там подлинную культуру и псевдокультуру. К примеру, в музыке, или в живописи – есть классика, которая является вечной, и есть мода, которая является временной и про­хо­дящей. И от культуры , в высоком смыс­ле этого слова, остаются совсем крохи.

Отсюда и получается, когда мы говорим о выделении больше денег на культуру, имея ввиду первое понятие этого слова, – т.е. наши знания, музеи, библиотеки и классическое искусство, которым требуется экстренная помощь, - мы не получаем  поддержку Думы.

Это происходит от того, что Думе ближе второе понятие культуры – это сфера развлечений и массовая культура – которой помощь не требуется, и она превосходно существует и без дополни­тель­ных средств.  Именно по сфере развле­чений чиновники-управ­лен­цы  судят обо всем состоянии культу­ры.

Вот такие парадоксы…

Третье.А куда же делась научно-техническая сфера деятельности? Она что - не культура? Самолет, автомобиль, телевизор, компьютер и т.д… это, что, не предметы культуры XX века?

Поэтому отсюда как бы вытекает и еще одно, третье понятие культуры, как культуры научно–технической и научно-познавательной, т.е. той культуры, которая развивает и двигает цивилизацию вперед в своих теоретических и практи­ческих знаниях, воплощая их в жизнь, создавая новые предметы для нашего с вами быта.

Если мы, к примеру, раскопаем какой-нибудь металлический предмет прошлых цивилизаций, то мы его будем называть предметом культуры той эпохи, в которую он был создан. Не так ли?

Значит, люди, создавшие этот предмет, будут называться, получается, работни­ками культуры.

Так почему же наши ученые, изобрета­тели, конструкторы и просто теоретики в области науки не называются у нас работниками культуры? У нас они стали называться учеными.

А что, чтобы создать прекрасное архи­тек­турное сооружение или великолепней­ший дизайн автомобиля, или прекрасную картину, не нужно быть ученым, если слово  «ученый», конечно, произошло от слова учиться? Ведь получается, чтобы создать эти предметы не надо что ли учить­ся? - “Да, конечно,  ведь художест­венно-эстетическая сфера относилась и относится у нас пока еще к понятию разв­лечений...»

Вам не кажется, что получается какая-то путаница?

Наука не относилась к культуре, и у них вместо Министерства культуры су­щес­т­вовала и существует Академия наук.

Значит, получается, что, приобретая одни знания, мы называем их наукой, а приобретая другие знания, почему-то мы их называем культурой. Сплошной бред.

А что, понятие “наука” не входит в понятие культура? Поэтому и пошло в прош­лом такое разделение двух понятий как наука  И  культура.  Библиотеки и музеи, в коих де­мон­стри­руют­ся предметы науки, получается, не культу­ра, а наука,   выходит, не является культурой, хотя все мы пользуемся ее  знани­ями.

Безграмотная чиновничья фраза “дея­те­ли науки, культуры и искусства” успеш­но кочует до сих пор по всем официаль­ным выступлениям, речам и документам.

Отсюда получается, что искусство не является культурой, так как там присутствует слово И.

Вновь несуразица.

Считаю, что этому явлению очень важно дать четкое определение.

От этого будет зависеть наше развитие в цивилизованном мире.

Ведь чтобы что-то делать, необходимо сначала в наших головах навести порядок.

Пока  же, в данное время, в нашем соз­на­­нии на все лады формируется нашими чиновниками только одно понятие культуры, как культуры игр и развлече­ний. А о пер­вом и третьем понятиях мы и не задумы­ваемся. Поэтому мы будем все время топтаться на месте, и никакого дви­жения в развитии культуры не будет, и мы будем все время отставать и дого­нять.

В прошлых понятиях научно-техни­ческая сфера не являлась культурой, а научно-эстетическая сфера не являлась наукой и носила развлекательный харак­тер. Поэтому, видимо, детей они отдавали в художественные “школы” для того, чтобы они там развлекались. Что-то мазали красками, что-то штриховали, и очень много говорили, говорили, не зная о том, что они занимаются наукой. Вот поэтому-то наш дизайн и отстал от зарубежного. Мы играли, а не изучали эту науку.

Вот так, просиживая годы и играя в игры, вылуплялись новые носители худо­жественной сферы, делавшие ее развле­кательной, а мы все больше и больше при этом отставали от художест­вен­ного развития в развитии цивилизации. Мы стали отсталой страной в сфере эстетики.

Да. Такие парадоксы существовали в прошлом.  Эти горе-философы даже не знали самых простых, элементарных вещей – какие сферы человеческой дея­тель­ности являются двигателями цивили­за­ции. Поэтому и слово «культура» у них ста­ло понятием развлекательного значе­ния.

Они не понимали, что все то, что вок­руг нас создали люди, отойдя от пещеры и войдя в цивилизованные апартаменты, это и есть результат ума людей научно - эстети­чес­кой и научно-технической сфер дея­тель­ности.

А не музыкальной, не танцевальной, не театральной, не фольклорной, не спортив­ной и не игровой деятельности людей.

А теперь посмотрим, что же у нас отставало от зарубежной цивилизации, и почему мы стали делать перестройку.

Музыкальная. Отставала? Да. Отста­вала технически, т. е. не доставало радио­электронного оборудования. Отсюда и подражание музыке, рожденной за рубежом. Вместе с формой пришло и пошлое содержание. Но зато у нас вся научно-техническая сфера работала на воо­ружение, защищая партийных управ­ленцев.

Танцевальная. Не отставала. Была впереди. Балет.

Театральная. Была идеологизирована, но, думаю, что по мастерству не отставала.

Спортивная. Не отставала.

Художественно-эстетическая. Отставала? Да. Была идеологизирована. Существовал надуманный социалистичес­кий реализм. Все силы были брошены на прославление и рекламирование идеоло­гии, а не на создание, в том числе, и школы дизайна для производства красивых, конкурентоспо­собных товаров народного потребления. Эстетика была парали­зована. Красота считалась буржуазным предрассудком.

Фольклор. Не отставал.

Библиотеки. Библиотек было много, но был ограничен доступ к информации. Поэтому не хватало информации о разви­тии цивилизации.

Получается, что отставали мы в совре­менной музыке, в художественно-эстети­ческой сфере, и был недостаток инфор­мации о развитии некоторых сфер челове­ческой деятельности.

А теперь посмотрите, что мы стали ис­п­равлять и соответственно развивать, когда открылся железный занавес? Стало ли развиваться то, чего у нас не хватало? Нет.

Только появилась современная музы­кальная аппаратура из-за рубежа, и каж­дый третий запел, хотя  без аппаратуры мы на их голоса никогда не обратили бы внимания. Страна стала сплошным большим рестораном.

А что же произошло в эстетической сфере? Хлынули эстетически красивые товары народного потребления из-за рубежа, а своих создавать не стали.  Не понимали и не понимаем, что для этого надо. И до сих пор не понимаем “откуда ноги растут”.

Оказывается, нам не хватало предметов бытовой культуры, которые создает человек за рубежом, т.е. предметов цивилизации. Не свободы и демократии, которую мы получили, а именно новых, созданных для человека, предметов быта.

Вот мы и дали ответ тому, что куль­ту­ра, только в полном смысле этого слова, и есть двигатель цивилизации. Когда в нее входят вся научно-техническая сфера, и эс­­­тетическая сфера как наука, а не игра. И плюс ко всему этому теоре­тичес­кие науки. Это и будет полным понятием слова культура.

Мне думается, необходимо изменить отношение к прошлому понятию. Нельзя разделять творчество на две разные сферы деятельности, существующие в данный момент, т. е. на науку и культуру.  Должно быть одно единое понятие, и, соответ­ственно, единое общее слово, и одна Ака­демия, или Творческий Совет. А индуст­рия развлечений и мода пусть будут от них отделенными.

Ведь поэтому, когда произносят слово культура, большинство населения не пони­мает тех людей, которые с этим словом связывают главные изменения в обществе в лучшую или худшую сторону.

Люди понасоздавали всевозможные министерства, управления, комитеты. Для чего? И для кого??? 

Когда мы говорим и произносим слово  “культура”, то у каждого человека в его соз­нании заложено свое понимание этого слова.

Культурное времяпрепровождение, культурное поведение, бытовая культура, все виды искусств, культура питания, физическая культура, и много еще того, что мы делаем в нашей жизни, мы назы­ваем культурой.

Всегда путают культурное время­препровождение с культурой, которая двигает развитие цивилизации. И кри­тикуя одно понятие, затрагивают при этом и другое. О чем и ком идет речь - не пой­мешь.

Когда произносят слово культура ученые, то они подразумевают одну культуру.

Когда произносит слово культура актер, музыкант,  певец, то они под этим подразумевают другую культуру.

Получается, что мы, говоря о культуре, сразу говорим, о двух, о трех, о нескольких сразу понятиях. Отчего и не происходит, естественно,  взаимопонимания.

И поэтому часто слышим от простых людей фразу:  « а..., культура..., мол, там «- с пренебрежением. У нас до сих пор культура ассоциируется с песнями, танцами и игрой актеров. Нас так воспитали.

  И получается, что ругая культуру, мы тем самым  отрицаем и развитие ЦИВИ­ЛИЗАЦИИ. Какой-то замкнутый круг. Мы якобы хотим развития, чтобы не отставать от других стран, и делаем всевозможные перестройки, и тут же отрицаем, подсознательно, это развитие.

Кто как не ученые, изобретатели, конструкторы, просто талантливые люди из разных сфер деятельности, вам это развитие дадут, -которые  всегда, и во все времена, вам это развитие давали?

Вспомните, в прошлом в новостях по телевидению культуру всегда ставили предпоследней, перед спортом. Мол, теперь посмотрим, как мы веселимся и развлекаемся, и говорили: – “А теперь новости культуры.”

Хотя разумный человек, разумное на второй план не поставит.

У нас были премудрые управленцы, да и сейчас такие же, и таких еще продол­жают плодить.

Видимо, в культуре они плохо разби­рались, да и незачем было. Все понапутали и запутали. А считали культурой, видимо, ту культуру, и те места, где они веселились и развлекались, и эта культура у них называлась чиновничьей “культурой”. Только непосредственно им и необходимы были чиновничьи управления и минис­терства культуры, чтобы по их звонку  их могли развлечь эти структуры.


 

Александр Татаренко

художник-исследователь, педагог 

nbsp;