Посол Израиля в ООН - о мифах и реальности Ближнего Востока
Посол Израиля в ООН - о мифах и реальности Ближнего Востока … "В пустынях Ближнего Востока хорошо растут только мифы, а факты остаются погребены в песке".
Посол Рон Просор в Совете Безопасности ООН
Выступая на очередном обсуждении ситуации на Ближнем Востоке в Совете Безопасности ООН, посол Израиля Рон Просор, в частности, сказал:
"Уинстон Черчилль отметил, что "пока правда надевает штаны, ложь успевает обежать полмира". В пустынях Ближнего Востока хорошо растут только мифы, а факты остаются погребены в песке. Мифы, рожденные в нашем регионе, путешествуют по миру, и часто попадают в этот зал. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы перечислить несколько таких мифов, ставших постоянным препятствием на пути к плодотворной дискуссии по Ближнему Востоку в Организации Объединенных Наций".
МИФ НОМЕР ОДИН: Палестино-израильский конфликт является центральной проблемой региона. Решив его, мы решим все остальные конфликты Ближнего Востока
Для Израиля и палестинцев важно найти, наконец, решение, которое позволит завершить наш многолетний раздор. Однако правда состоит в том, что конфликты в Сирии, Йемене, Египте, Бахрейне и других странах региона не имеют к Израилю никакого отношения.
Даже мир между евреями и арабами не остановит преследование меньшинств в регионе, не покончит с дискриминацией женщин, не излечит этническую вражду и сектантскую рознь. Антиизраильский психоз не помешал президенту Асаду раздавить танками целые кварталы - наоборот, он лишь отвлек внимание от преступлений сирийского диктатора. Уделяя подавляющее большинство времени этих дебатов день за днем и месяц за месяцем тематике палестино-израильского конфликта, вы не остановили обогатительные центрифуги в Иране. Сегодня иранская погоня за ядерным оружием стала главной угрозой безопасности Ближнего Востока и всего мира.
Иранская ядерная программа несется на всех парах вперед, как скорый поезд, а вот усилия международного сообщества остановить Тегеран движутся не спеша, как трамвай, с регулярными остановками, на которых некоторые страны могут подняться в вагон, а некоторые - сойти с него. Опасность бездействия ясна всем - мы не можем допустить, чтобы дипломатические переговоры дали иранскому режиму еще один шанс потянуть время, продвигаясь одновременно по пути к атомной бомбе.
МИФ НОМЕР ДВА: В секторе Газы бушует гуманитарный кризис
Многие международные организации, и в том числе заместитель главы представительства Красного Креста, четко разъяснили - никакого гуманитарного кризиса в Газе нет. ВНП этого анклава вырос в реальных цифрах более чем на 25 процентов за первые три квартала минувшего года. Экспорт из Газы растет. Международные гуманитарные проекты реализуются максимально быстрыми темпами. Нет ни одного товара гражданского назначения, ввоз которого в Газу запрещен Израилем.
Однако пока в Газу идет помощь, оттуда летят ракеты. Таков подлинный "кризис Газы". Такова подлинная причина, тормозящая развитие этого региона. Уравнение решения этого кризиса простое. Если в Израиле будет тихо - тихо будет и в Газе. До тех пор, пока террористы пользуются жителями анклава как живым щитом, обстреливая ракетами наши города - население Газы будет страдать. Каждая ракета, выпускаемая с территории сектора, несет на себе потенциал политического землетрясения, последствия которого могут выплеснуться далеко за пределы Израиля. Одной ракеты, которая упадет "не вовремя" и "не туда", хватит, чтобы коренным образом изменить ситуацию и вынудить израильское руководство принять ответные меры совершенно иного характера, чем до сих пор. Пришло время, чтобы Совет осознал всю опасность такого положения дел. До сих пор Совет Безопасности ООН не осудил ни одной ракетной атаки из сектора Газы. Уроки истории очевидны - сегодняшнее молчание обернется завтра трагедией.
МИФ НОМЕР ТРИ: Главным препятствием к миру являются еврейские поселения
Сколько раз в этом зале нам приходилось слышать этот заезженный аргумент? Меньше месяца назад, Совет ООН по правам человека предложил направить в Израиль очередную "миссию по выяснению фактов", которая -сюрприз! - будет расследовать израильские поселения…
Позвольте мне сегодня попытаться сэкономить Совету по правам человека и всему международному сообществу немного времени и сил. Ничего не надо расследовать. Факты уже давно ясны и доступны всем.
Факты таковы: с 1948 по 1967 год, т.н. "Западный Берег" был частью Иордании, а Газа - частью Египта. За этот период арабский мир и пальцем не шевельнул, чтобы создать палестинское государство. Арабский мир стремился уничтожить Израиль, когда на Западном Берегу и в Газе не было ни одного поселения.
Факты таковы: в 2005 году мы ликвидировали все поселения в секторе Газы - и получили взамен только ракетные удары по нашим городам.
Факты таковы: нынешнее израильское правительство ввело беспрецедентный десятимесячный мораторий на строительство в поселениях. Палестинское руководство воспользовалось этим, чтобы начать с нами и с международным сообществом гонку в никуда. В течение девяти месяцев оно отвергало мораторий как "недостаточный" - а затем потребовало его продления. Как отметил бывший специальный представитель США в регионе Джордж Митчелл, "то, что было для палестинцев еще вчера менее чем никчемным, сегодня вдруг стало обязательным условием переговоров".
Не поселения являются главным препятствием на пути к миру, но так называемое "право на возвращение" - и палестинский отказ признать право Израиля на существование как еврейского государства.
Вы никогда не услышите от палестинских лидеров формулировки "два государства для двух народов" - просто потому, что они требуют независимой Палестины для себя, настаивая при этом на праве на "возвращение" своих соплеменников - в еврейское государство! Речь идет об уничтожении Израиля.
Некоторые из вас ответят мне: "Ну, посол, что вы? Палестинцы знают, что им придется отказаться от этого требования, они уже шепчут об этом за столом переговоров". Так вот - никогда еще палестинские руководители не заявляли публично, что они откажутся от "права на возвращение". Они не говорили этого ни нам, ни своему народу, ни арабскому миру, ни международному сообществу - никому. И поскольку они отказываются сказать палестинскому народу правду, эту работу должно сделать за них мировое сообщество. Вы должны четко провозгласить - "право на возвращение" и мир несовместимы.
Однако, вместо того чтобы сказать палестинцам правду, большая часть международного сообщества предпочитает молчать, пока арабский мир отрицает и опровергает историческую связь еврейского народа с Землей Израиля. По всему арабскому миру, и даже за этим столом, мы слышим обвинения Израиля в "иудаизации Иерусалима". Эти обвинения запоздали на три тысячи лет. Это так же глупо, как обвинять NBA в "американизации" баскетбола.
Как и многие другие народы, представленные за этим столом, еврейский народ хранит гордое наследие своих царей и цариц древнего прошлого. Вот только наше наследие чуть более древнее. С тех пор, как в десятом веке до нашей эры царь Давид заложил первый камень в фундамент своего дворца, Иерусалим был центром и сердцем нашей веры.
Раз за разом здесь, в зале Совета Безопасности, раздаются утверждения, будто Израиль осуществляет "этническую чистку" Иерусалима. Это при том, что с 1967 года доля арабского населения города выросла с 26 до 35 процентов!
Святые места Иерусалима, вечной столицы еврейского народа, были закрыты для евреев - и только для них! - с 1948 по 1967 год. Свобода вероисповедания для всех - но только не для нас. И ни одного слова по этому поводу не прозвучало тогда от мирового сообщества!
С тех пор, как Израиль объединил Иерусалим, город процветает в атмосфере терпимости и свободы. Впервые за века, святые места, которые раньше были закрыты для представителей разных конфессий, открыты для постоянного богослужения - всем. Таков принцип, закрепленный в наших ценностях, в наших законах, в наших поступках.
Есть еще одна великая истина, которую эта организация умудрилась проигнорировать вот уже 64 года. В тысячах страниц отчетов ООН по всем аспектам палестино-израильского конфликта, в "работе" всех следственных комиссий, в сотнях часов дебатов по Ближнему Востоку, есть одна нерассказанная история. Точнее - более 850 тысяч таких историй.
Более 850 тысяч евреев были изгнаны из арабских стран за последние 64 года. Они принадлежали к динамичным общинам с тысячелетней историей. На берегах Тигра и Евфрата евреи Вавилона создали целый ряд святых книг иудаизма и процветали в течение двадцати веков. В великолепных синагогах и библиотеках Каира евреи Египта хранили интеллектуальные и научные сокровища древности. От Алеппо до Адена и Александрии, евреи вносили свой вклад в развитие арабского мира как ученые, музыканты, предприниматели, писатели...
Все эти общины были уничтожены. Собственность, веками принадлежавшая евреям, была украдена. Еврейские кварталы - разрушены. Погромщики разграбили синагоги, осквернили кладбища, убили и искалечили тысячи евреев. Докладами ООН о положении палестинских беженцев можно набить стадионы, но ни капли чернил не пролилось о судьбе беженцев-евреев.
В 1088 резолюциях ООН по Ближнему Востоку нет ни слова, ни слога об изгнании евреев из арабских стран. 172 резолюции посвящены исключительно "проблеме палестинских беженцев", проблеме еврейских беженцев - ни одной. Назвать такое положение "двойным стандартом" - значит не сказать ничего.
Кое-кому в этом зале такая ситуация весьма удобна, но она несправедлива. Пришло время, чтобы ООН перестала быть замешана в попытках стереть из истории судьбы 850 тысяч человек. Пришло время открыто заговорить в этом зале о той роли, которую сыграл арабский мир в сохранении палестинцев на положении беженцев в течение шести десятков лет.
Евреи арабских стран, попав в Израиль, тоже очутились в лагерях беженцев. Сегодня на их месте - цветущие города и поселки.Лагеря беженцев в арабских странах стали местом размножения новых беженцев. Израиль приветствовал своих собратьев-беженцев, вручил им гражданство и воспользовался их огромным человеческим потенциалом. Поднявшись на высоты израильского общества, они подняли и весь Израиль на новую высоту.
Представьте себе, что было бы, если бы арабские страны поступили так же с палестинскими беженцами. Вместо этого арабские режимы цинично, поколение за поколением, увековечили бедственное положение палестинцев. Почти во всех арабских странах палестинцы и сегодня лишены гражданства, прав и возможностей реализовать свой потенциал.
Все это - факты. Их нельзя забыть, их нельзя проигнорировать, если мы действительно хотим продвигаться вперед по пути к миру.
Я приберег к завершению своего выступления самый очевидный миф - миф о том, что можно достичь мира между Израилем и палестинцами в обход прямых переговоров между сторонами. История учит, что мир и переговоры о нем разделить нельзя.
Прямые переговоры - это единственный инструмент и единственный путь к двум государствам для двух народов. В январе в Аммане израильская сторона сделала палестинцам конкретное предложение о возобновлении прямых переговоров. Мы представили палестинской стороне наши позиции по всем пунктам разногласий.
Это предложение, это израильское видение мира между нами, было проигнорировано, а палестинское руководство продолжает выдумывать все новые предварительные условия для того, чтобы сесть с нами за стол переговоров. Палестинских представителей можно встретить где угодно - только не на переговорах! Пришло время, чтобы они, наконец, отказались от своих односторонних попыток придать нашему конфликту международный характер, и вернулись на единственно реальный путь к миру.
За короткую историю возрожденного Израиля мы потеряли более 22 тысяч граждан в войнах и от рук террористов. Несмотря на постоянную угрозу и малые размеры, за 64 года со дня провозглашения независимости Израиль не только выжил - он процветает.
Я прохожу по залам ООН, полный гордости за мой необыкновенный народ - за семь миллионов человек, из которых вышли десять Нобелевских лауреатов; за
страну, которая отправляет спутники в космос и электромобили на наши шоссе; за страну, чья технология живет в мобильных телефонах, солнечных батареях и медицинских инструментах.
В Израиле принято отмечать День Независимости сразу после Дня Памяти павших, и в этом есть глубокий смысл. И в день нашего торжества мы не снимаем с себя тяжкое бремя наших страданий и наших жертв.
Урок нашей памяти прост и понятен. Мы не имеем права игнорировать опасность, угрожающую нам. Мы не можем делать вид, будто нас окружают стабильные просвещенные демократии.
И в то же время мы никогда не откажемся от надежды на подлинный мир. Слишком уж высока цена конфликта. Слишком уж велико зло войны. Осознание этой базисной истины движет нашими лидерами.
В этот момент опасной нестабильности бурлящего Ближнего Востока именно на Совете Безопасности ООН лежит как никогда высокая ответственность - отделить миф от правды, и факты от вымысла. Никогда прямота и честность не были в такой высокой цене. Никогда еще не была так ясна необходимость в откровенном диалоге. Пришло время, чтобы этот Совет вырвался из паутины старых иллюзий и посадил первые зерна по-настоящему "открытой" дискуссии о судьбе Ближнего Востока. Меньшей ценой стоящие перед нами задачи не решить.