Сегодня завершился очередной трехдневный цикл слушаний по "Болотному делу". Уже две недели заседания сводятся к просмотру видеоматериалов событий 6 мая 2012 года. Это завораживающее зрелище. Все время показывают в разных ракурсах огромную толпу. Кто-то со флагом, кто-то с баннером, кто-то с самодельным плакатом в руках, а большинство - просто так. У кого-то рюкзачки за плечами. Наверное, там вода и немного еды. У многих - фотоаппараты, телефоны, на которые они снимают происходящее. Ну и, конечно, шеренги ОМОНовцев перед ними.

Вот уже несколько дней смотрю я этот видеорепортаж и все время задаю себе один и тот же вопрос (только себе - ведь будучи всего лишь среди публики в зале судебного заседания, я не могу задать этот вопрос судье Никишиной или кому-нибудь еще): где массовые беспорядки, за участие в которых судят этих ребят, отгороженных от мира пуленепробиваемым стеклом, как людей, опасных для общества?

На экранах - мужчины и женщины разного возраста, от самых юных до очень пожилых. Они не выглядят даже возбужденными. Передвигаются не спеша, оглядываются по сторонам, фотографируют происходящее. Конечно, стоит постоянный гул тысяч голосов. Время от времени люди скандируют сообща какие-то кричалки. Иногда это "Путин, уходи" или "Путина в Магадан", но чаще "Это наш город" или "Позор" - полицейским, которые группами по 5-6 человек отделяются от общей массы стражей порядка и вклиниваются в стоящую перед ними толпу, чтобы выхватить (весьма произвольно) кого-то одного и уволочь его в автозак. Некоторых ведут спокойно, держа под руки с двух сторон, некоторых - вывернув руки так, что человек невольно сильно нагибается, а некоторых тащат, держа за руки и за ноги, тут уж задействована целая группа ОМОНовцев.

Но где "массовые беспорядки"? Кто-то из публики шепотом комментирует: "Это видео - приговор ОМОНу". Действительно, только люди в форме позволяют себе насильственные действия, больше никто. Вот однажды вижу: люди пытаются вырвать из рук ОМОНовцев схваченного ими человека. Его не видно. Видны спины людей, окруживших группу захвата. Но никто из них не бьет и вообще не трогает ОМОНовцев. Они вцепились в задержанного и пытаются утянуть его от захватчиков.

Не вижу я массовых беспорядков. И никто их не видит. Потому что их не было. За что же тогда сидят эти ребята в стеклянных клетках? А раз уж сидят, к тому же немало времени - это (к гадалке не ходить) означает, что приговор будет обвинительным. И сроки могут быть немалые. Ведь за участие в массовых беспорядках по нашим законам полагается от 5 до 10 лет.

Тревога по поводу обвиняемых по Болотному делу подвигла правозащитников обратиться в международные организации. Мы отправляем коллективную просьбу к верховному комиссару по правам человека ООН прислать спецдокладчика по пыткам, который побывал бы на этом суде и сделал заключение о тех условиях, в которых находятся узники 6 мая.

С просьбой прислать наблюдателя на этот суд мы обращаемся также к комиссару по правам человека в Совет Европы. Ведь Россия подписала Европейскую конвенцию по правам и свободам и обязана ее соблюдать.

А к нашим гражданам та же просьба, с которой я уже обращалась: приходите на этот суд, поддержите обвиняемых в "массовых беспорядках". Ведь судят невиновных, и обязательно осудят! Каждый, кому невыносима эта мысль, должен прийти и этим выразить свое отношение к творящейся вопиющей несправедливости. Очень ждем вас в следующий вторник, 6 августа, в 11:30 в Мосгорсуде, в зале №635.

Людмила Алексеева

1.08.2013