Жил неделю без компьютера и, соответственно, без интернета (полный кайф, но сейчас не об этом). Новости узнавал исключительно по телевизору. К четвергу сложилось устойчивое мнение, что летнюю Россию интересуют исключительно два человека – американский Сноуден и египетский Мурси, о них только и разговоров. Но в пятницу пошёл информационный прорыв – Путин на рыбалке в Тыве. И тут я напрягся. Не из-за действия или его участников, из-за места событий…

Как же я мечтал побывать в Тыве! Мне грезились Саяны, буддистские пагоды, реки кумыса, запах бараньих шашлыков, малый, но дружелюбный народ, относящийся к жителям «Большой России», как к старшим братьям. Короче, типичный национал-шовинизм, навеянный туристическими рассказами о Бали, как об «Острове Добрых Чебурашек». Сознаюсь, но так было.

И вот в начале 2002-го года мне сказочно подфартило – пригласили поработать на выборах главы этой республики. Мой кандидат был главным оппозиционером действовавшей власти – председатель Великого Хурала (по нашему – Заксобрания), он же лидер «Единства» Шолбан Кара-оол. Да-да, дорогой читатель, поверь своим глазам, одиннадцать лет назад единоросс мог быть оппозиционером…, если в регионе заправлял представитель «Отечества – вся Россия». Смутные были времена, что там говорить.

Именно такая ситуация была в Тыве, где тогда парадом командовал президент Ооржак. «Красный директор», заслуженный аграрий, видный член лужковского «Отечества», ещё не слившегося с путинским «Единством». Шериг-оол Дизижикович (блин, язык сломаешь, пока выговоришь) был привычен и хорош, однако успел всем надоесть своей несменяемостью. В этом смысле у моего Шолбан Валерьевича было преимущество – молодость. Однако вся республика знала – он представитель так называемой «афганской мафии», два его старших брата были в прошлом кадровыми военными и прошли через Афган. Семья держала рестораны (один со стриптизом), универсамы (нечто совковое, далёкое от понятия «супермаркет»), водочный и охранный бизнес. По местным понятиям, почти олигархи, в отсутствии нефти, газа и какой-либо внятной промышленности. Есть в тувинской земле золото, но о нём там предпочитают помалкивать, иначе пулю моментом словишь. При социализме были разработки редкоземельных металлов, к моему приезду о них напоминали лишь заброшенные карьеры.

Короче, Тыва жила (да, подозреваю, и живёт) исключительно за счёт дотаций федерального центра, которые доходят до 95 % республиканского бюджета. Там даже железной дороги нет, только сейчас взялись за строительство. И это было определённым демографическим спасением, иначе, как мне объяснили, минимум три четверти населения республики загрузилось бы в общие вагоны и через четверо суток пополнило ряды московских нищих и гастарбайторов. Такие дела.

А как же девственная природа, спросите вы, шашлык-машлык, кумыс-айран, туризм-буддизм, ёлки-палки? Я одни раз в аэропорту Кызыла видел улетающего «от избытка впечатлений» индивидуального немецкого туриста, тот герр тоже хотел экзотики отведать. И отведал… в первый же вечер в ресторане, откуда он вышел с асфальтовой болезнью на лице, и изнасилованной в подсобке переводчицей. Это далёкое Бали ждёт вас, угодливо согнувшись «чего изволите», Тыву же я сразу окрестил «Страной Злобных Чебурашек». И это отнюдь не шовинистическое преувеличение. Только там я видел магазинные прилавки, отгороженные от покупателей чугунными решётками толщиной в палец, и продавцов, настороженно обслуживающих клиентов через окошечки, больше напоминавшие амбразуры пулеметных дзотов. Сразу по прилёту меня предупредили – здесь по голове дают и за сотню рублей, небольшие деньги даже в ценах 2002 года. Спичечный же коробок местной «дури» можно было купить почти в открытую за пять сотен. Остальное домыслите сами…

Вот какое славное местечко выбрал для релаксации наш президент. Вы скажите – много воды утекло с тех пор? Да, немало, только вряд ли на этом краю нашей родины что-то кардинально изменилось. Вспомните телерепортажи из Тывы - то ЖКХ накроется, то гаишник ссученный в школьников сдуру пальнёт, то древний курган разроют, да ничего ожидаемого там не обнаружат. Короче, всё из рубрики «Чрезвычайное происшествие», но не об открытии чего либо мало-мальски значимого и полезного. Зато в интернете километры компромата на клан Кара-оолов, тогда выборы проигравших, но дождавшихся своего звёздного часа в виде президентского назначения. Теперь, согласно местным нравам и традициям, вся фамилия в полном порядке – захватили всё вплоть до республиканского отделения ВГТРК. С последним каюсь, грешен, лично долго объяснял Шолбану волшебную магию голубого экрана, безотказно действующую на восприятие аборигенов. 

Кара-оолам помог Шойгу, подозреваю, они тоже в долгу не остаются. Так повелось, что Сергея Кужугетовича принято считать урождённым тувинцем. Однако в республике ходят разговоры, что на самом деле он полукровка, что-то между бурятом и русским (а то и евреем), а национальность позже скорректировали под «запросы времени»…, впрочем, был бы человек хороший. Да это и не важно, много ли вы знаете уроженцев Тывы, так высоко взлетевших? Одно горловое пение… дальше – тишина.

Этот экскурс я провёл с одной только целью – показать, в каком непростом и даже опасном месте отдыхает наш рисковый президент. Потому что с этого момента начинается сюжет из киножурнала «Фитиль», если бы в первые годы перестройки пришёл сверху заказ высмеять досуг номенклатурных чиновников. И ничего я не сгущаю, вот вам сценка с берега тувинской реки:

Путин со спиннингом ведет за ней охоту, потом ее в подсачеке извлекают из воды. Мы слышим восхищенный вскрик егеря:

— У-хо-хо! Вот это крокодил.

— Да, долго за ней гонялись, — соглашается Владимир Путин.

 — Она укусить может? — спрашивает Путина чей-то голос.

— Я сам ее укушу, — отвечает Путин.

Какая первая ассоциация возникает после увиденного (или прочитанного)? Правильно, с хрестоматийной сценой из «Брильянтовой руки», где ушлый контрабандист Лёлик насаживает под водой рыбку на крючок простаку Семён Семёновичу Горбункову. Неужели где-то на телевидении не понимали, каким хохотом подобный фарс отзовётся у зрителей? Или Его Высочеству наплевать на реакцию смердов? Очень может быть…

А дальше следует уж совсем невообразимое. Путин чуть не взасос целует щучью морду. Тут моя голова просто-таки разрывается от ассоциаций. Начиная с анекдота («Столько баб по улицам ходит, а папа с аистом спутался») до русской классики: «А она ейной мордой мне в харю тычет» («Ванька Жуков» А. П. Чехов). Это я ещё не сразу вспомнил, как несколько лет назад первое лицо страны плотоядно целовало мальчишечку в голый пупочек, сегодня вполне мог бы пойти по статье о педофилии. Я-то не вспомнил, а вот блогеры вспомнили… и как набросятся.

В целом же весь сюжет «царской рыбалки» по стилистике напоминал известную картину Перова «Охотники на привале». Тоже трое, веселых и простых. Умильно до слёз. Мне же почему-то не хватало на берегу той реки патриарха Кирилла. Для полного комплекта, не Матвиенко же в сугубо мужскую компанию тянуть. Ах, да, забыл о юбилее Крещения Руси…  

Сейчас в Сети разворачивается скандал – весила ли та щука 21 кг как сказали по телевизору. Уверен, что нет. На Енисее мы рыболовной сетью с катера поймали «крокодила» выше меня ростом, он весил чуть больше 25 кило. Из того щукаря торжественно сварили уху, но она так пахла тиной, что запах пришлось перебивать водкой и осетриной (благо, того и того в тех местах навалом). А тут сказали, что котлеты сделали. С добавлением 80 % свинины? Нонсенс.

Ну и бог с ним, с весом. Зачем нужна была эта клоунада в эфире? Например, наглядно показать, что у Путина с Медведевым всё чики-пуки, несмотря на все слухи о разрыве тандема. Сами посудите, будут враги рисковать поворачиваться  друг к другу спиной на природе, где у каждого в кармане по ножику, а вокруг омуты, где водятся щуки-гиганты? То, что наш премьер парился на тридцатиградусной жаре в цивильном костюме, а двое его партнёров расслаблялись с голыми торсами, так это типичные армейские штучки. Будь ты хоть старшина-«черпак» (Медведев), но у ефрейтора-«дедушки» (Шойгу) прав по жизни больше.

А ещё цель – сделать рекламу замечательному краю, куда цивилизованные туристы не спешат по целому списку причин. Например, не так много среди наших богачей любителей рыбалки-охоты, им всё больше океан подавай с борта собственной яхты. А тут мода от президента Путина – расслабляться в Саянах у гостеприимного Шолбана, которому любой заезжий депутат-сенатор-министр что-то вроде горшочка с манной небесной.

Опять же наглядно показать, как Владимир Владимирович сублимируется после широко объявленного развода. Не в квартале «Красных фонарей», не с любимой спортсменкой в отеле на Бали (вот дался мне этот остров сегодня), а в кругу друзей-мужиков посреди дикой природы. О чём это говорит? Каждому – своё, в меру индивидуальной испорченности.

Я же склоняюсь к тому, что нам в очередной раз продемонстрировали хорошо и давно известное – «что позволено Юпитерам, не позволено быкам». Они, небожители, могут сколько угодно дураковать и кривляться, ближняя же челядь будет умиляться и рукоплескать, а народ привычно утираться. Ещё надо было сразу взять замер общественного мнения – упал ли рейтинг главной власти после увиденного. И всенародно объявить -  нет, не упал, значит можно переходить к легализации монархизма под одну конкретную фамилию.

Что, противно? А вы голосуйте, голосуйте…