Говорят, что каждый сходит с ума по-своему. В этом отношении безумие правящей Россией верхушки перешло все мыслимые границы. Они совершают преступление за преступлением и до сих пор не понятно, почему российский народ молчит. Точечные стихийные бунты в Новохоперске, Пугачеве и т.п. их не пугают, как и не пугают многотысячные марши протестов. Им просто на всех наплевать!

 

И вот очередная безумная авантюра, которая потребует от будущих поколений огромных усилий для исправления того издевательства над природой и людьми.Потребуются не только человеческие усилия, но и многомиллионные затраты. Эта авантюра закладывается на сотни тысяч лет вперед. В результате нее будут уничтожены тысячи гектаров земли, реки, леса! Здоровье людей этими варварами во власти не ценится ни на копейку!
И остановить это безумие должны мы все вместе.

Обыватели часто думают, что их это не касается. А вот просто поверьте - теперь это касается всех. И речь идет о ядерной и радиационной безопасности каждого.


Мы с 1989 года предпринимали огромные усилия, чтобы остановить ядерные испытания, пытались найти пути решения вопросов о помощи всем пострадавшим от радиации. Проводили десятки конференций в поисках только одного ответа на вопрос: куда девать накапливающиеся ядерные и радиоактивные отходы.

И сейчас, когда Росатом решил построить ядерные могильники в Ленинградской области и Красноярском крае, понимаю, что вся наша экологическая работа, все достижения начала 90х годов тупо перечеркнуты. И все надо опять начинать сначала.

Объяснение на пальцах (для обывателей)

Радиоактивные отходы (РАО) и отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) - неотъемлемая часть ядерной энергетики, т.е. они есть на всех атомных станциях, во всех ядерных реакторах гражданского или военного назначения. Жидкими радиоактивными отходами (ЖРО) является в основном вода, которую используют для охлаждения стержней реакторов. Без охлаждения реакторы просто взрываются. (Вспомните, сколько бед натворил Чернобыль). Твердыми радиоактивными отходами (ТРО) называются не только урановые компоненты но и одежда, перчатки, обувь, техника, т.е. все, что попало в зону облучения. И смыть водой, отстирать это невозможно. Выбросить или закопать, вылить в реку или море - значит на долгие столетия загрязнить радиацией такой участок земли или воды.
Когда в СССР и других странах активно проводились ядерные испытания атомных бомб, вокруг погибало все живое. От сброшенных в 1946 году атомных бомб до сих пор гибнут люди. Такова природа радиации:  передаваться из поколения в поколение. При каждом испытании также появлялось сотни тонн РАО и ОЯТ. И еще очень важно знать, что радионуклиды, входящие в состав любой радиации имеют время полураспада до 250 000 лет! Матушка-Природа просто не предполагала, что разум человека откроет адские кладовые и выпустит "смертоносного джинна". Из практики заводов по производству плутония уже научно установлено, что предельно допустимое его содержание в организме живого человека измеряется… миллиардными долями грамма! То есть, достоверно установлено, что плутоний является самым опасным веществом категорически недопустимым даже для ничтожнейшего распространения на Земле…

Влияние малых доз радиации

 

Итак, "ящик Пандоры" открыт. "Но какое мне дело до всего этого? Меня это не касается" - скажет рядовой обыватель, и будет не прав. Это касается теперь каждого. Нет, я не говорю о естественном радиационном фоне, т.е. космическом. Он безопасен. Но предположим,  Вы идете в магазин и покупаете рыбу. Вы же не знаете, в каком районе моря она выловлена. А вдруг она именно из тех мест, где были сброшены радиоактивные отходы? По пищевой цепочке маленькая доза радионуклидов попала к вам в желудок. Пусть даже период полураспада составляет 5-7 лет. Но эта радиация осела в ВАС. И неизвестно, на какой орган эта малюсенькая доза будет оказывать влияние. Далее. Вы путешествуете и едете в Ленинградской области. Там где-то в лесу Атомная станция и плюс могильник. Выбросы в атмосферу идут постоянно. И никто не знает вдохнули ли вы с воздухом еще порцию радионуклидов. Пошли на рентген - ну там совсем чуть-чуть, но все-таки. Пошли в лес, наткнулись там на старую шину самолета, как это часто бывало в Североморском районе. А шина оказалась "фонящей", с того самого самолета, которые облетали вокруг ядерного гриба на Новой Земле. Или насобирали грибов по осени, не зная, что в сотне километров есть хранилище радиоактивных отходов. Или прошла туча и выбросила в лес с дождем радиоактивную воду, а может быть и ваш огород обильно полила этой водой. Круговорот воды в природе никто не отменял. И каждый раз вы все больше и больше накапливаете в своем организме малые дозы, которые суммируются, и никто не знает, чем они отзовутся в Вас.


 Изотопы имеют разную "продолжительность жизни". У одних период полураспада маленький - в несколько дней, у других, образованных РАО и ОЯТ - от 30 до 2,5 тысяч лет. Сами того не замечая, Вы становитесь накопителем страшно убойной силы. А если Вы молоды и желаете иметь детей, то все эти "подарки" Вы передадите ребенку, а тот - своим внукам, если успеет дожить. 
О влиянии малых доз радиации на организм человека очень хорошо написал академик Алексей Яблоков в своей книге "Миф о безопасности малых доз радиации". Рекомендую прочитать. И мне просто нечего добавить.
  
В поисках ответов

Более чем за 70 лет существования ядерной индустрии никто из ученых так и не решил вопроса: как захоранивать эти отходы. Заметьте, вопрос не стоит: как безопасно захоранивать, а именно - как захоранивать. Поскольку все, что связано с такими отходами - небезопасно.
И за все эти годы в России не построено ни одного могильника ядерных отходов. Ни одного! Потому что еще не изобретены технологии безопасного захоронения. Их еще нет в Природе! Есть только временные хранилища, которые начали строить для минимальной утилизации смертоносных отходов с середины 90х годов 20го века. И каждое такое временное хранилище обходится государству в сотни миллионов долларов. Только на Кольском полуострове, чтобы построить мало-мальски защищенное хранилище ядерных отходов военного комплекса от наследия "холодной войны" потребовалось участие Англии, Германии, США и других стран. Одной стране не под силу справиться с такой задачей даже сейчас.

На экологических антиядерных конференциях в начале 90х годов ученые и экологи  предлагали разные формы захоронения РАО и ОЯТ в России. Длительное время мы рассматривали несколько вариантов:
1. Создать ядерный могильник на архипелаге Новая Земля, но скальные породы могли позволить утечку радиации. Рыбные ресурсы вод Карского, Баренцева морей и чистые льды - запасы питьевой воды на планете ставились под угрозу заражения, а попадая на стол покупателю могли поставить людей в систему вымирания через пищевую цепь. Да и доставлять отходы морем было небезопасно.
2. Отправлять отходы в космос - также была одна из рассматриваемых и обсуждаемых идей. Она также была сверхзатратной, и никто не знал, как и чем Космос ответит нашей планете за такую дерзость
3. Попытаться хоронить РАО и ОЯТ в выработанных урановых шахтах. Этот вариант не спасал ни кого, поскольку таких отходов слишком много.

 

Кроме того, уже тогда ученые предложили правительству вообще отказаться от ядерной энергетики. Взамен нее предложилиториевую. Да, и ториевая энергетика небезопасна, но значительно безопаснее ядерной: в реакторах не нужны стержни (взрывоопасная часть), да и перезагружать такие реакторы надо будет раз в 50-70 лет, а не каждые 5-7, как ядерные. Т.е. радиоактивные отходы практически перестанут появляться. А вместо альфа-, бетта- и гамма излучений, там только природное - гамма-излучение. Но МАГАТЭ -агенство по распространению атомной энергетики категорически воспротивилось такому решению.

А приход к власти Путина в 2000 году положил конец всем спорам. О строительстве могильников, как и о радиационной безопасности говорить в паблик перестали.

Преступления Росатома

Против народа медленно и верно готовилось еще одно преступление: Россию решили превратить в ядерную помойку.

В 2001 году Россия стала первой страной в мировом сообществе, начавшей изменение экологического законодательства "с целью предоставления экологических услуг по долговременному хранению иностранного отработавшего ядерного топлива и захоронению радиоактивных отходов". Против приятия этого закона встала почти вся страна. Акции протестов прокатились по всем городам России. По данным социологических опросов против ввоза чужих ядерных отходов в Россию проголосовало более 93% населения страны. На тот момент главное лицо Минатома Евгений Адамов со всех экранов ТВ вещал о том, что подобная сделка очень выгодна для России. Он уверял, что 20 миллионов долларов, что сулят россиянам за хранение этих отходов, почувствует на себе каждая семья в виде социальных доплат. Эта история закончилась тем, что спустя пару лет казна не досчиталась этих 20и миллионов баков. Они вместе с Адамовым были найдены в США, как удачно освоенные в частном бизнесе "ядерного" дельца. Наказания он, естественно, не понес ни какого.

 В кратчайшее время была сформирована законодательная база для ввоза в Россию иностранного отработавшего ядерного топлива на невозвратной основе. Т.е. создана реальная угроза национальной безопасности и суверенитету России.

Экологи не сдавались. Еще в мае 2002 по иску Н. Мироновой и А. Талевлина Верховным судом  было вынесено решение, отменившее Распоряжение правительства, сделанное в 1998 г., в отношении ввоза ОЯТ на невозвратной основе отработавшего ядерного топлива венгерской АЭС Пакш. Был создан судебный прецедент. Но, тем не менее, в 2003 году были подписаны еще два Постановления (№418 от 11 июля 2003 г. от и № 587 от 22 сентября 2003), регулирующих порядок ввоза на территорию России ОЯТ и игнорирующих необходимость возврата радиоактивных отходов переработки. Если в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" закреплен правовой принцип приоритетности права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов или обеспечить их возвращение, то в актах правительства этот принцип потерялся.

 Минатом России, как заправский коммерсант предложил еще один вид услуг - "временное технологическое хранение облученных сборок с последующим обязательным возвратом в государство поставщика". По своей сути, это ни что иное, как ввоз радиоактивных отходов в целях долговременного хранения, т.к. переработка, в России не предусматривалась. Следовательно, даже по терминологии Минатома, такое хранение подпадает под понятие "радиоактивные отходы". 
Ввоз радиоактивных отходов в целях хранения или захоронения действующим экологическим законодательством России был запрещен. Правительство РФ нормами, содержащимися в Постановлении №418, легализует ввоз ОЯТ для хранения на неопределенное время, т.к. подпункт "г" п. 10 положения, утвержденного этим постановлением, предусматривает "в случае возникновения необходимости" продление сроков хранения. Следовательно, нетрудно предположить, что если зарубежное ОЯТ пересечет границу России, оно останется на нашей территории навсегда, и будет являться угрозой для многих последующих поколений.
Авантюра Росатома по ввозу ОЯТ страдала явной однобокостью. Замалчивались и просто игнорировались позиции ученых, которые предупреждали, что эти отходы будут угрожать жизни жителей России на протяжении сотен лет. 
В мире нет ни одного государства, которое считает возможным принимать радиоактивные материалы на хранение и захоронение.
 
В этой ситуации приходится констатировать, что состояние российского природоохранного законодательства в области обращения с делящимися материалами не отвечает интересам населения РФ. Не защищены конституционные права и интересы граждан России, как этого требует ст. 2 Конституции РФ. Законодательно не решены важнейшие вопросы безопасности атомной отрасли. Законопроект "О радиоактивных отходах" Государственной Думой не принят, нет закона о страховании гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием. Не ратифицированы основные международные соглашения в этой области: Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами.
На протяжении нескольких лет с 2001 года народу России пытались внушить, что все имеющиеся радиоактивные отходы принесут прибыль, поскольку их можно неоднократно переработать. Однако попытки такой переработки привели к неконтролируемому делению с такой высокой пронизывающей мощностью, что защиты от такой радиации еще наукой не создано.
 Эта стратегия, одобренная с подачи Росатома Правительством РФ,  является  экономически разорительной для страны, политически опасной, экологически    несостоятельной из-за нерешенных проблем радиоактивных отходов. Радиоактивная вода по-прежнему сбрасывается в водоемы.
 
Концепция по обращению с отработавшим ядерным топливом не отвечает стратегии     национальной безопасности, включающей экологическую, экономическую и политическую безопасность.
 
Россия - ядерный могильник
 
Сейчас, по оценкам экспертов, на российских станциях накоплено 100-150 тыс. куб. м. РАО. Часть РАО содержится на химкомбинатах (крупнейшее хранилище на ПО «Маяк» в Челябинской области, где более 500 тыс. т твердых радиоактивных отходов). Часть РАО - отходы уранового производства. 
 
Наиболее крупные хранилища и отвалы у рудников Приаргунского производственного горно-химического объединения: крупнейший поставщик урана в России хранит десятки миллионов тонн твердых и жидких РАО. Всего, по оценкам Росатома, в РФ накоплено почти 100 млн тонн твердых ядерных отходов. Проект захоронения радиоактивных отходов в Сосновом Бору под Питером начнется уже в этом году. А на Нижнеканском гранитоидном массиве у Красноярска уже идут работы по созданию подземной лаборатории для исследования возможности захоронения долгоживущих радионуклидов, - подтверждает заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Игорь Линге. - Бурят скважины, проводят геофизические измерения.
 
Размещение долговременного хранилища, а по сути - могильника в Сосновом Бору Ленинградской области уже началось. Первая очередь, по предварительным оценкам, может быть запущенна через 2-3 года. По данным Росатома там будут захоранивать радиоактивные отходы, содержащие радионуклиды с периодом полураспада не более 30 лет, что маловероятно с учетом запуска новых блоков Ленинградской АЭС. Могильник будет представлять собой тоннель диаметром около 15 м на глубине 60-70 м. Ежегодно в него будут разгружать по 5-10 тыс. куб. м отходов. Эти вещества должны находиться в стабильном состоянии, не вступать в реакцию с водой. Могильник будет принимать до 100 тыс. куб. м. 
 
Строительство пункта захоронения обойдется в 5-6 млрд. рублей. Сумма маловеротная, поскольку даже США, способные тратить на подобные вещи куда больше средств, чем Росатом, уже свыше 20 лет не могут разработать безопасную технологию захоронения отработавшего топлива. В прошлом году газета New York Times обнародовала новую информацию о предполагаемой стоимости американского могильника, которая по предварительным подсчетам может составить около $100 миллиардов.(!)
Запуск первой очереди могильника для высокоактивных отходов под Железногорском планируется к 2018 года. Красноярский проект несопоставимо сложнее и дороже Питерского.
Там создается подземная лаборатория, делаются экспериментальные закладки веществ-имитаторов и используются различные маркеры, чтобы понять что именно происходит с веществом, как оно распространяется в толще земли. 
 
На деле все будет значительно банальнее. Достаточно посмотреть, как относятся к хранению РАО на ПО "Маяк" по Челябинском. Непрекращающиеся прокурорские проверки по фактам сброса ЖРО в водоемы, уже сотни км в округе - отравленных земель...
 
Ясно, что сейчас жуткая угроза нависла над Енисеем и над территориями на сотни километров вокруг. К 2020-2025 г.г в Красноярске 26 будет ОЯТ и РАО общей активностью более 26 млрд. кюри или гипотетически 540 "Чернобылей" В ближайшие 10 лет он станет самым радиационно-грязным местом не только в России, но и в мире.
Всего в рамках программы обеспечения ядерной и радиационной безопасности должно быть построено 5-7 могильников. 

А вы друзья, как ни садитесь...

У Роматома так и нет никаких новых технологий по переработке и захоронению РАО и ОЯТ. 
Единственным успехом Росатома за последние годы стала активация сотрудничества с Международным Агентством по Атомной Энергии (МАГАТЭ), которое горячо
поддерживает желание российского правительства организовать международное хранилище ядерных отходов в Сибири (Красноярск-26). Однако большинство ядерных стран отнеслись к этой инициативе весьма холодноМАГАТЭ заявило о том, что идею создания международного хранилища поддерживают Россия и США. Но если Россия хотела бы импортировать ОЯТ в Красноярск-26, то США придерживаются идеи создания могильника на одном из островов в Тихом океане, а не у себя в стране. Долговременной стратегии обращения с ядерными отходами,  включая ОЯТ, по-прежнему нет. 
Очевидно, что какого бы мнения не придерживался Росатом о дальнейшей судьбе отработавшего топлива,  единственный путь – его долговременное хранение, а затем и захоронение. 
Большая часть накопленного в России ОЯТ - с реакторов типа РБМК и ВВЭР- 1000 - не может быть переработана по причине отсутствия мощностей, а новых заводов строить пока никто не собирается. 

Одновременно Президент России Путин уже наметил новых поставщиков ядерных отходов из... Тайвани. 
Вообще двуличие верховного лидера поражает. Придя к власти и отвечая на вопросы на первых своих встречах Путин заявлял, что после окончания срока президентства он пойдет работать в организацию, типа Гринпис. И одновременно уничтожил все экологическое природоохранное законодательство. 
Теперь он в состоянии только стерхов пугать на дельтаплане и покрывать сомнительные проекты по распилу денежных средств. В его планах нет заботы о здоровье населения, как и нет плана по сохранению российской земли для будущих поколений.

Терпеть не надоело?

Оригинал