Удивительно, но факт – в России заведено уголовное дело, по которому чиновник высокого ранга может реально сесть в реальную тюрьму на реальный срок. На минувшей неделе во Франции был задержан бывший первый зампред правительства Московской области - министр финансов Алексей Кузнецов. Бывший чиновник был задержан по запросу российских правоохранительных органов, с ноября прошлого года он находился в международном розыске по каналам Интерпола. Сейчас наша Генпрокуратура решает вопрос об его выдаче, в таких случаях в Европе всегда начинаются разговоры о «политической составляющей». Что, надо признать, бывает верно, примеров тому не счесть.
Однако бывший губернатор Подмосковья Борис Громов утверждает, что никаких махинаций с подконтрольным ему бюджетом не было. Сразу после решения Басманного суда о заочном аресте Кузнецова он заявил, что бывший министр не причастен к хищениям из бюджета области и, если и воровал, то за её пределами, а это, по мнению экс-губернатора, «его личное дело». Реплика, как минимум, идиотская, зачем министру финансов воровать «где-то», если он к такому склонен, когда региональный бюджет под рукой. Ну, а «личное дело» - это уже штрих к моральному портрету самого генерала.
Сумма хищений, которая приписывается Кузнецову, неоднократно менялась. Сначала фигурировала цифра в 20 млрд. долларов. Потом она снизилась до 27 млрд. рублей, сейчас речь идёт о 3.8 млрд. в рублях. Есть мнение, что за эти годы экс-министр часть похищенного вернул (правда, непонятно кому и в каком исчислении), но всё равно – деньги космические.
Когда я читаю подобные истории, то сразу вспоминаю персонаж «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, директора Старгородской богадельни Альхена. Авторы так характеризуют этого «голубого воришку» - «он крал, и ему было стыдно… но не красть он не мог».
И это я не о Кузнецове, а о его шефе. С первым всё ясно, бывший банкир при когда-то могучем «Инкомбанке», в середине 90-х подозревался в растрате на личные нужды денег вкладчиков, среди которых были американские граждане (инициатива исходила от США). Обращаю ваше внимание на то, что такая пикантность в биографии финансиста не смутила губернатора Подмосковья при приёме Кузнецова на работу. А ведь это было в самом начале его карьеры госслужащего…
Так вот, о Громове. Боевой генерал, запомнившийся всей стране на мосту «через речку» во время вывода советский войск из Афганистана. Герой Советского Союза, Золотая звезда как знак качества. Впрочем, так ли уж это справедливо? У Грачёва («Паши-Мерседеса»), обогатившегося на реализации недвижимости ГСВГ, она была, и у Руцкого, попавшегося на растратах, за что лишился поста губернатора Курской области. О генерале Лебеде ничего не скажу, но по краевой администрации Красноярска много слухов ходило о его шахер-махерах (авиакатастрофа всё списала). О "герое" Кадырове вообще нет сил писать, это позор России и издевательство над званием. Так что награда здесь ни при чём, впору говорить о генетической предрасположенности.
Я как раз работал на тех выборах, первых для губернатора Громова. Кремль смотрел на него скептически, генерал считался человеком Лужкова, поэтому федеральный ресурс был на стороне кандидата Селезнёва. Да, коммуниста, но, что называется, «прикрученного» (как мне объяснили, на нём висело приостановленное уголовное дело по разбазариванию активов издательства «Правда»). Административный же ресурс находился в руках действующего на тот момент губернатора Тяжлова, который так всем надоел, что еле попал в первую пятёрку.
Так вот, даже при серьёзном противодействии и сравнительно небольших деньгах Борис Громов выиграл. Избирателей подкупала его биография (в Афгане у соединений под командованием генерала были минимальные потери среди личного состава), открытое лицо, неангажированность. Когда он сломался на деньгах? Кто знает…
Вряд ли есть наивные, которые поверят в то, что Громов ничего не знал о «проделках» своего главного финансиста. Бывшие военные его ранга, как правило, берут с собой в гражданскую жизнь своих особистов, которые, в том числе, занимаются разработкой «ближнего круга» (по крайней мере, так было у Лебедя). Да и в сугубо штатской областной администрации обязательно найдётся «товарищ из органов», по-другому просто не бывает. И уж получение одним из ключевых министров второго гражданства никогда не скроется от их зорких глаз. Если получил – значит, собирается валить. Если собирается валить – значит, ворует. Если губернатор об этом молчит – значит, он в доле. Попробуйте возразить против такой выкладки.
Для меня же эта история стала ещё одним доказательством того, что во власть идут, в основном, воровать, там проще и безопаснее, чем в бизнесе. Особенно у нас, в России…