C удовольствием читаю замечательную книгу советского филолога Владмира Проппа "Исторические корни волшебной сказки". Читаю и понимаю, что вся мифология христианства имела глубокие корни в мировой языческой мифологии. Каждую главу открываю и тут же понимаю, что данный сюжет был использован и в Евангелие. Сейчас читаю главу про так называемые мужские дома, нам они более известные от Пушкина "Сказка о спящей красавице" и про потаенные комнаты, чуланчики в этих домах. Это, по мнению Проппа было место где, либо хранились реликвии, следы жертвоприношений, либо находилось место для инициации. Ну чем вам не пещера с захоронением Христа. И следы жертвоприношения: саван со следами крови. А сам сюжет инициации с временным убиением, когда человек очень жестоко как бы убивается и тут же воскресает для вечной жизни. Это от народа, к народу, от этнографического исследования, к этнографическому исследованию. И все удивительно схоже. Как будто поле засевали для христианства. Как будто везде все делалось для прихода мифологии авраамических религий, символики авраамических религий. Мир как бы ждал этого озарения.
Перед Проппом читал сначала Валентина (Луку) Войно-Ясенецкогого и Александра Меня и у обоих наткнулся на замечательные размышление про нечто большее, чем простое строительство огромного, общечеловеческого научного знания. Оба они говорят, погружаясь во всю глубину и всеохватность общечеловеческого научного знания, что может быть озарение духа, некое вне научное и, при этом, глубоко научное истинное знание. Т.е. пути к истине и к постижению всех глубины мира может быть разным. Это я к тому, что все наше существо от самого начала, от самого зарождения пронизывало уже нечто, что потом мы облицуем и оформим в то, что сегодня мы можем назвать христианством, или исламом, или еще как-то. Это неважно.
Там внутри нас живет Нечто Важное, соединяющее нас с первым человеком и уходящее в вечность до последнего из нас. И все науки и все варианты веры и жажды познания и постижения - это всего лишь стремление соприкоснуться с этим Важным. А что бы соприкосновение случилось нужна малость - то самое стремление к соприкосновению...