Следя за дискуссиями по поводу реформ РАН, не перестаю удивляться. Меня не оставляет мысль о том, что основная цель их это раздел собственности АКАДЕМИЙ.
Но какое все это имеет отношение к науке?
Напомню то, что писал английский мыслитель Самуил Смальс еще в XIX веке в книге «Самопомощь», которая в свое время не раз переиздавалась в нашей стране:
«Прогресс какой-либо нации выражается суммой трудолюбия, энергии и честности отдельных лиц, а упадок ее есть следствие их лености, самолюбия и пороков.
Множество явлений, на которые мы жалуемся, называя их великим общественным злом, суть, большей частью, следствия неправильностей нашей же жизни и стараясь уничтожить их силою закона, не изменяя между тем коренных условий нашей жизни, мы даем им возможность появиться снова и с новой силой, хотя бы и в новой форме.
Нация, гордая и честная, не позволит собой управлять бесчестно, тогда как нация развращенная и неразвитая не может создать честного правительства.
Смена властелина или реформа учреждений в государстве, где дух рабства вкоренился, не принесет свободы. Залогом свободы служит характер отдельных лиц. Человек самый незаметный, самый не бросающийся в глаза, подавая пример труда, умеренности и честности своих стремлений, оказывает влияние на развитие благосостояния своей страны, потому что его жизнь и характер переходят бессознательно в жизнь других людей и служит образцом на будущее время.
Энергия труда – лучшая из школ, в которых в учащемся воспитывается способность приносить пользу, где развивается дух независимости и приобретается привычка преследовать свою цель.
Ричард Аркрайт, изобретатель прядильной машины и основатель британских хлопчатобумажных фабрик и Тернер, виднейший ландшафтный живописец, вышли из мастерской цирюльника.
Изобретатели паровой машины были, большей частью, тоже из низшего сословия. Ньюкомен был кузнецом, Уатт занимался изготовлением математических приборов, а Стефенсон был кочегаром.
Всякое возвышение какой-либо личности над уровнем масс необходимо сопряжено с энергией и неутомимым трудом.
Гений – это способность трудиться со смыслом, это терпение.
Истинный ум в том и проявляется, что чем более у человека знаний, тем в нем менее высокомерия.
Не случай помогает человеку в жизни, а твердое намерение и постоянное упражнение. Они делают человека способным пользоваться случаями и обращать их в свою пользу.
Деловой человек, принадлежащий к высшему классу общества, должен соединять основательное благоразумие, живую проницательность и постоянство в исполнении задуманных планов.
Обман, хитрость или насилие ведут иногда к временному успеху, но успех прочный возможен только при помощи качеств противоположных.
В богатстве не выражаются нравственные достоинства.
Самопожертвование из-за любви к деньгам приближает людей к обезьянам. Распространение христианства было произведено людьми в высшей степени небогатыми. Богатство никогда не возбуждает к великим деяниям.
В наше время большая часть ученых ничего не видят далее своей науки и никуда не годятся за ее пределами.
Мастерские при учебных заведениях, где бы дети занимались механическими работами в часы, свободные от занятий, принесли бы громадную пользу, знакомя детей с производством полезных работ и наделяя их ловкостью и силой.
В школах и в учебных заведениях мы обыкновенно получаем только начало развития и привычку к труду, а дальнейшее воспитание и образование человека уже дело саморазвития.
Мысли заимствованные до тех пор не принесут пользы, пока не будут прожиты, прочувствованы и усвоены.
Огромную роль играет еще развитие наблюдательности и мыслительной способности.
Истинный ум черпается из опыта действительной жизни, а из книг черпается только ученость.
Метод набивать память фактами и формулами быстро распространяется, но самостоятельному мышлению не только не учат, но часто стараются препятствовать.
Единственная преграда против деспотизма общественного мнения – все равно, будь оно мнение большинства или меньшинства – просвещенная личная свобода и нравственная чистота отдельных лиц. Без этого в нации не может существовать ни здоровой возмужалости, ни истинной свободы.
Великие и добродетельные люди увлекают за собою других, возбуждая невольное удивление всех и каждого. Это благоговение перед высоким характером поднимает умственный уровень человека и искупает его из рабства эгоизма, одного из величайших камней преткновения на пути нравственного совершенствования.
Многие из лучших книг были написаны деловыми людьми, для которых литература была скорее отдыхом, чем занятием.
Данте и Петрарка занимали должности при посольстве. Данте, прежде чем сделаться дипломатом, некоторое время занимался химией. Галилей и Гальвани были медиками. Гольдони был адвокатом. Рабле был медиком и хорошим врачом. Шиллер был хирургом. Лопе-де-Вега, Сервантес, Кальдерон, Декарт, Ларошфуко, Ламарк в молодости были солдатами.
Братья Гумбольты были равно способны на все, что они не предпринимали, была ли то литература, философия, горное дело, филология, дипломатия или государственные дела.
Люди, воспитанные в деятельных привычках, в столь сильной степени привыкают к труду, что праздность становится для них невыносимою.
Умственная неустрашимость – одно из необходимых условий независимости и самоупования. Человек должен обладать мужеством, быть самим собою, а не тенью и отголоском других.
Тот, кто не дерзает своего суждения иметь, - трус.
Неправдивость проявляется еще и во многих других формах: в умолчании с одной стороны, или преувеличении с другой. В утаении или искажении истины. В притворном согласии с чужими мнениями. В обещаниях или намеках на обещания, которые мы не имеем намерения исполнить. В нерешимости сказать правду, когда этого требует долг.
Величайшие люди не пренебрегали зарабатывать деньги своим трудом, что отнюдь не мешало их высоким помыслам.
Фалес, Солон и математик Гиперат занимались торговлею. Платон путешествовал по Египту на деньги, выручаемые от продажи масла, которым он торговал. Спиноза добывал средства к существованию полировкой зеркал. Великий ботаник Линней добывал средства к жизни дублением кож и башмачным мастерством. Шекспир с большим успехом занимался театральной антрепризой.
Даже люди, обладающие богатством и высоким общественным положением, сами достигают доброй славы и приобретают положение в обществе только путем личного труда.
Можно унаследовать любое движимое и недвижимое имущество, но нельзя унаследовать знания и мудрости».
Трудно к этому что-то добавить.
Александр Рашковский, краевед, 5 июля 2013 года.