На территории «ядерного острова» сконцентрируются все потенциально-опасные операции с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и твердыми радиоактивными отходами. По мнению руководства «Атомфлота», это позволит сосредоточить весь контроль на одной площадке, а также уменьшить дозовые нагрузки персонала.

Алексей Павлов04/07-2013 bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1372925179.78

В настоящее время на ФГУП «Атомфлот» фактически создана особая территория со своей системой физической защиты и радиационного контроля, дополнительной вентиляцией и ограниченным доступом персонала. Назвали её «ядерный остров».

Он состоит из ремонтно-технологического комплекса, хранилища радиоактивных отходов (РАО) контейнерного типа, здания берегового поста загрузки со шлюзами. Стоимость проекта составила 9 миллиардов рублей, причем 85% всех средств оплачивается зарубежными инвесторами.

- На настоящий момент завершены все работы с «историческими» низко- и среднеактивными РАО, которые хранились у нас десятилетиями. Мы перебрали более 650 старых металлических контейнеров в разной степени разрушения и переупаковали в металобетонные контейнеры, которые в дальнейшем отправим на хранение в губу Сайда. На предприятии созданы линии по обращению с твердыми РАО и с горючими РАО. В этом году завершается строительство берегового поста загрузки ОЯТ, который должен заменить операции, которые мы производим на плавтехбазе «Лотта». И, надеюсь, в следующем году мы завершим перегрузку ОЯТ с борта «Лотты» в береговое хранилище, -  сообщил журналистам первый заместитель гендиректора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

- Когда я первый раз услышал это словосочетание «ядерный остров» и обнаружил, что оно появилось в средствах массовой информации, то засомневался в необходимости широкого распространения этого термина, - говорит Андрей Золотков, руководитель «Беллона-Мурманск». – Да, есть такая модная тенденция – придумывать новые креативные выражения типа «дорожная карта», «ядерный ренессанс». Так и «ядерный остров» из этой серии. Только обратите внимание на использование таких прилагательных – атомный и ядерный?! Как бы не очень одинаковые слова.

А существительное «остров» ещё придает этому словосочетанию иллюзию удаленности самого объекта. А в реальности всё это на территории того же предприятия «Атомфлот», которое граничит с городской чертой и находится всего лишь в 2-х километрах от жилой застройки. Я не уверен, что «ядерный остров» - удачная и так уж необходимая инициатива менеджеров предприятия.

«Частое использование этого термина на различных мероприятиях и в СМИ как бы говорит о том, что авторы считают, самому предприятию словосочетание «ядерный остров» придаст толику креатива и романизма, а городу Мурманску – новое обаяние. Если так пойдет и дальше, то скоро мы получим «нейтронный мыс» и «протонный причал».

В основном, на территории «ядерного острова» будут храниться твердые РАО. А более опасные виды отходов – ОЯТ - будут только перегружаться с судов и отправляться в Челябинскую область на ФГУП «ПО «Маяк».

Твердые РАО возникают при эксплуатации атомного ледокольного флота: это узлы, детали, приборы, механизмы, инструменты, материалы, спецодежда, имеющие радиоактивные загрязнения и потому не пригодные к дальнейшему использованию. То есть, всё то, что используется и образуется в процессе ремонтных и регламентных работ с ядерной энергетической установкой, а также на судах технологического обслуживания.

Первое хранилище твердых РАО было построено в 1986 году. Но уже к 2005 году оно оказалось полностью заполненным. При этом изначально планировалось использовать хранилище как место временного хранения отходов перед их подготовкой к дальнейшему захоронению в море. Однако практика затопления РАО была вскоре прекращена в соответствии с Лондонской конвенцией. В итоге на территории «Атомфлота» было построено второе хранилище, в которое сейчас и складируются контейнеры ТРО.

- Сейчас пришло время, когда мы можем заняться даже оборудованием, которое не относится к низкоактивным, которое крупногабаритное и не требует сложной технологии кондиционирования. Это работа со сборками 18, выемными устройствами парогенераторов и так далее, - дополняет заместитель главного инженера «Атомфлота» Олег Халимуллин.

Также в рамках этого проекта при финансовой поддержке Норвегии установлена система радиационного мониторинга. В конце прошлого года  закончена реконструкция причала № 5, в процессе которой проведено достаточно много мероприятий. Были выполнены дно-углубительные работы для стоянки у причала атомных ледоколов и судов обслуживания.

Подводный скальный выступ аккуратно подорвали с созданием пузырьковой завесы, а затем  удалили образовавшийся скальный грунт. Были реконструированы и усилены причальные стенки, проведены работы по устройству кессонов на глубине 8 метров и бетонированию причальной стенки, произведена замена всех инженерных систем обеспечения пришвартованного судна. Территорию причала благоустроили, завершили монтаж спецсистем и пусконаладочные работы. Теперь на причале можно принимать атомные ледоколы и производить их перезарядку ядерным топливом.

А сейчас на этом причале монтируется новый 100-тонный кран. Он будет соответствовать всем современным требованиям к оборудованию, которое должно работать на объекте, где производятся потенциально-опасные работы с ядерными материалами и радиоактивными упаковками.

Например, все его системы имеют двойное и даже тройное дублирование. Это очень важный момент, так как кран должен перемещать контейнеры с особо опасными грузами. Монтаж крана должен завершиться в конце этого года.

По планам, полностью вся необходимая для обращения с ОЯТ и РАО инфраструктура будет создана в 2015 году. Именно тогда «Атомфлот», вполне вероятно, начнет приём контейнеров с ОЯТ из губы Андреева и последующую их отправку по железной дороге на восток. Эти операции займут не один год и станут серьезной проверкой  надежности «ядерного острова».

Оригинал