Несколько дней назад было объявлено о реформировании Российской академии наук. Эту реформу уже назвали “блицкригом”. Время выбрано удачно — конец июня, когда противник рассредоточен не сможет быстро собраться.
Вообще говоря, реформы необходимы и сама Академия решиться на них не может, потому что трудно отпилить себе руку или ногу, а отпилить голову никак невозможно. Но то, что внесено в Госдуму трудно вообще назвать законопроектом, тем более продуманным.
Но не будем сыпать эмоциями, а попробуем разобраться детально. Я не претендую на истину, дальше идет мое личное мнение, которое с руководством Института геологии и Коми НЦ никак не согласовано. Берём законопроект. Его ещё и не найдёшь на сайте Госдумы (там вообще сложно что-то стоящее найти). Смотрим. 37 страниц крупным шрифтом + пояснительная записка. У большинства институтов РАН уставы побольше будут. Хотя дело не в объеме.
Статья 4. Вводится аппарат Российской академии наук, который будет осуществлять “Организационное, правовое, аналитическое, информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Российской академии наук”. А следом, вуаля, все упирается в “вертикаль” и далее в пупок В.В.Путину. “Руководитель аппарата Российской академии наук назначается Правительством Российской Федерации по представлению президиума Российской академии наук”.
Последняя независимая государственная структура перестает быть таковой.
Дальше идут цели и задачи РАН, которые сводятся к государственному экспертно-консультативному совету и клубу почетных граждан страны. Все остальное по новому закону Академии касаться не должно.
Глава III описывает, чем должны заниматься академики и член-корреспонденты РАН (т.е. их права и обязанности).
Четвертая глава самая интересная. Там детально расписаны органы управления РАН, которые избираются самой Академией. Но мы помним, что под их контролем осталось только то, что не вошло в статью 4 этого закона. То есть ничего. Но научно-техническое развитие страны будут спрашивать именно с них. То есть академики будут говорить, что нам надо вот это и это, а им будут отвечать: “Фиг вам, берите, что дают, а нам отчет об успехах через год (полгода, месяц).”
Но это еще не все. Самый убийственный пункт звучит так: “Региональные отделения (филиалы) и представительства Российской академии наук не являются юридическими лицами и действуют на основании принятых общим собранием Российской академии наук положений о них”. Вот это уже все. Реальный … Извините, чуть не вырвалось. Теперь любой “чих” нужно будет согласовать в Москве. Чиновники, конечно, не злодеи, но у них другой принцип действия. Он описывается одной фразой: “Как бы чего не вышло.” И это при том, что целью закона является (исходя из пояснительной записки) “оптимизация организационно-правовых механизмов управления российской фундаментальной наукой, повышения эффективности фундаментальных и поисковых научных исследований, обеспечивающих получение научных результатов мирового уровня.” В последнее время стало какой-то законодательной нормой, что цели закона противоречат его содержанию. И не надо мне доказывать, что эффективность сверхцентрализованных организаций очень высока. Я хорошо знаю, какой треш творится в энергетической сфере — у них даже неотложные работы санкционируются Москвой.
Далее пишется о слиянии Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Разумное предложение, которое большинство сотрудников РАН поддерживают. Так сказать объединение естественных наук под эгидой обновленной РАН.
Смысл того, что произойдет с Российской академией образования, Российской академией архитектуры и строительных наук, Российской академией художеств от меня ускользнул.
Ну а что произойдет с институтами-то?! А вот сейчас напишу (курсивом мои комментарии уже).
"Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:
1) назначает ликвидационные комиссии (вот так вот сразу, чтобы были понятны цели и задачи).
2) утверждает критерии и порядок проведения оценки деятельности организаций" (придумают какую-нибудь гениальную формулу, наверное).
Что будут со всем этим делать? А вот что.
"Правительство Российской Федерации проводит оценку деятельности организаций … в течение шести месяцев со дня утверждения критериев и порядка проведения оценки … По результатам проведенной оценки Правительство Российской Федерации утверждает перечни организаций …:
1) подлежащих передаче в ведение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению государственным имуществом научных организаций Российской академии наук (самое лучшее оставим своей новой структуре);
2) подлежащих передаче в ведение иных федеральных органов исполнительной власти (никому институт не нужен? У нас тут осталось);
3) подлежащих реорганизации или ликвидации" (значит не нужен! Про реорганизацию не обольщайтесь).
Понятно, что лучшими окажутся центральные институты (потому что они ближе к грантам и центральным журналам) и институты Сибирского отделения (потому что они действительно сильны и дабы разбавить московские). Ликвидационный удар придется по периферийным центрам и институтам. Кое-что останется, но наука на периферию уже не вернется ближайшие лет сто.
Мое личные выводы от прочитанного.
1) Этот проект писал какой-то выпускник юрфака. Уложить в 40 тыс. знаков реформу РАН — это надо умудриться. Похоже на провокацию, чтобы посмотреть как среагирует Академия наук и общество. Обычно закидыванием таких “пробников” занимается Жириновский, но тут он, видимо, отказался.
2) Реформа нужна, но не путем разрезания на части. Ликвидировать слабые институты — это все равно что избавляться от бедности, уничтожая бедных. Надо создавать условия, чтобы бедные стремились стать богаче за счет своего труда.
3) Менеджеры будут эффективно управлять научными институтами?! Не смешная шутка.
4) Ликвидация всех институтов, как юридических лиц — это за пределом моего понимания вообще.
Что можно сделать? Можно выйти на митинг, можно писать письма Путину-Медведеву и/или депутатам. Предлагаю еще попробовать электронную законодательную инициативу (необходима персональная регистрация на сайте Госуслуги). 100 тысяч голосов обяжут Госдуму рассмотреть следующую петицию: “Проведение реформы РАН и других академий только после согласования с ними проекта реформы”. Сейчас эта инициатива проходит предварительную экспертизу, но скоро можно будет за неё голосовать.
В наших организациях (РАН) не сто тысяч человек работает, но шансы собрать столько подписей граждан за сохранение Российской академии наук действительно есть.