Как-то, по случаю, задала четыре вопроса нашему современнику Никите Джигурде.

Вот что он ответил.
 

Влада Эмет : 

 

Почему Народный артист Чеченской Республики? А не России? При каких обстоятельствах, за какие работы Вам было присвоено это звание? 

 

После фильма «Ермак» и трилогии «Любить по-русски» Евгений Матвеев выдвинул нас (Ларису Удовиченко, меня и кого-то еще) на государственную премию и на звание народных артистов. Но так как тогда происходили политические разборки, а Матвеев отказался сотрудничать с тогдашним аналогом Единой России (не помню уже, как он назывался), ничего никому не дали. Однако представляя меня на Кинотавре, Матвеев объявил, что на сцену выйдет истинно народный артист России. С этой подачи меня стали так представлять в СМИ и на различных шоу. 

 

А несколько лет назад в Чечне под охраной автоматчиков проводился кинофестиваль «Ковчег». Меня пригласил Кадыров-младший, чтобы я спел песню «Любить по-русски». Но я вышел на сцену и спел свою песню о переселении горцев в 1944 году. Стариков, женщин и детей по приказу Сталина высылали из Чечни, Балкарии, Ингушетии. Некоторые из них умирали прямо в  товарных вагонах. Это была великая трагедия. 

 

Я написал эту песню еще в середине 80х. На юбилейном вечере Кайсына Кулиева (балкарского поэта, которого многие знают по стихотворению «Женщина, которая поёт»), я сначала спел песню на слова Кулиева, а вслед за ней, под овации зрителей – песню про переселение горцев. На этом вечере мне должны были присвоить звание народного артиста Кабардино-Балкарии за роль в кинофильме «Раненные камни», снятую по сценарию Кулиева. Но в итоге вечер свернули, а я попал под домашний арест. Всё могло закончиться плачевно, но на следующий день Горбачёв выступил на пленуме. Если бы он сказал, что Сталин – это наше всё, меня бы посадили. Но он сказал нечто противоположное, поэтому отпустили. Правда, ни о каком звании речи уже не было. 

 

И когда через четверть века я исполнял эту песню в Грозном, на втором куплете на сцену поднялся Кадыров-младший, а вслед за ним встал на ноги весь зал. А после песни на сцену вышел республиканский министр культуры и объявил, что решением президента Чечни мне присваивается звание народного артиста республики. Оказывается, они знали текст песни уже давно, но не знали, что его написал Никита Джигурда. 

 

Такая история. А до этого я несколько раз приезжал в Чечню, навещал в госпиталях наших ребят, поддерживая их дух. Именно тогда я узнал всю подноготную чеченской компании. 


Вы, насколько мне известно, режиссёр, сценарист. Готовы ли, имеете ли желание продолжить снимать фильмы? Можно ли предложить Вам материал о жизни россиян? Как Вы воспринимаете события на Болотной и Поклонной?

 

Замечательно воспринимаю события на Поклонной, и на Болотной. Это два полюса – батарейка. С одной стороны официальная система. С другой те люди, которые понимают, что бывшие комсомольцы и коммунисты модернизировали лишь внешнюю оболочку, но суть осталась прежней, да еще и усугубилась. Теперь уже открыто объявлено, что главное в жизни – это баблос. У кого есть баблос, тот будет получать образование и продвигаться в кастовой системе по иерархической лестнице, жестко выстроенной жрецами и правителями. 

 

Поэтому лично мне, безусловно, ближе те, кто выходит выражать несогласие с такой системой. Я, повторюсь, прошел через все такие выходы на площади.  Это определенный путь, через который нужно пройти, чтобы позже придти к пониманию, что есть более действенные методы влияния на Систему. Банально говоря, совершенствуя себя, совершенствуешь мир. Мы – боги любви. Мы - творцы судьбы. И я бы не хотел, чтобы судьба страны в очередной раз решалась противостоянием на площади. Я за то, чтобы разрулить ситуацию мирным путем. Но для этого нужно внутренне осознавать родство и тождественность с Создателем этой Игры. Тогда даже малая группа людей может саккумулировать энергию и реально повлиять на ситуацию. 

 

Насчет материала о жизни россиян – предложить-то можно, но сегодня не снимешь кино без продюсера и бюджета, хотя бы небольшого. Я проходил через это, снимая и художественные, и документальные фильмы. И каждый раз сталкивался с тем, что система проката опять-таки увязана с вертикалью баблоса. В общем, должны совпасть некие пазлы. 

 

Если бы мне позвонил продюсер и предложил снять фильм, я бы почитал сценарий, посмотрел бы на смету. Но в первую очередь – на сверхзадачу этого проекта. И только после этого дал бы ответ. А просто так тратить время на то, чтобы сделать хороший продукт, но который потом будет никому не нужен, я не хочу. У меня сегодня нет мечты как у режиссера и сценариста, потому что жизнь и так театр. Скорее, я бы поставил спектакль с собою и другими ребятами в ролях на основе стихов, песен и философских воззрений русских космистов. Со сверхзадачей «…а человек не станет никогда иным, чем то, во что он свято верит. Так будь же сам Вселенной и Творцом, сознай себя Божественным и Вечным». Очень люблю эти строчки Макса Волошина. Это и есть потенциальная идея России на сегодняшний день. Озвучив ее на государственном или на оппозиционном уровне, можно сыграть гениальную пьесу или изменить кино жизни. Самая правильная национальная идея.

 

Считаете ли Вы, что штрафы в полтора миллиона за участие в акциях протеста усмирят гражданских активистов? Как Вам нравится продвигаемый некоторыми депутатами Закон об этих штрафах? 

 

Безусловно, мне он не нравится. Безусловно, депутаты делают это по указанию Кремля и по причине страха. Кого-то это, возможно, остановит, но мы живем в XXIвеке. Сегодня существуют такие энергии и силы, которые невозможно остановить страхом. Люди все равно будут выходить, даже несмотря на провокации – а я разделяю ту точку зрения тех людей, что 6 мая люди в масках могли быть переодетыми чекистами. Это известный способ, и не только чекистов, и не только в нашей стране. То, что омоновцы не смогли задержать ни одного человека в маске, лишний раз доказывает, что это постановка и провокация. В советские времена чекисты тоже переодевались, и в Польше польские чекисты тоже – в принципе, можно не перечислять. Итак понятно, что все это сделано для попытки усмирения и запугивания людей. Но глубоко убежден, что это не получится. Против космического лома нет приема. Комитет Галактической Безопасности (КГБ) уже принял соответствующее решение. 

 

Кто Вам нравится из советских актёров и певцов? 

 

Длинный список. Но если говорить о людях, повлиявших на мое творчество и мировоззрение, то это безусловно Владимир Высоцкий, который с юности был моим учителем. Это Борис Хмельницкий, его друг, который одним из первых меня принял и задействовал в концертах и спектаклях памяти Владимира Семеновича. Это Эммануил Виторган и это Боря Химичев. Я перечисляю актёров-мужчин, харизматичных, исполняющих самостоятельно, без каскадеров, трюки, но вместе с тем обладающих тонкой и ранимой душой. По большому счету это посвященные люди, которые через профессию актёра пытались донести разумное, доброе, вечное (как бы это банально ни звучало).