Павлик Морозов
Миша Горемыкин был малышом слабым, капризным и нервным. Но хотел быть сильным и смелым. В четвертом классе Мише торжественно повязали на шею красный галстук, и он стал пионером. Своим кумиром и образцом для подражания десятилетний Миша выбрал Павлика Морозова, героя-пионера, сдавшего своего трудягу – отца чекистам в 1929 году. После ареста Павликово папу уже больше никто и никогда не видел.
Между пионерским детством и комсомольской юностью Миша решил повторить подвиг Павлика Морозова. Случай представился довольно скоро. Пришедшему с работы уставшему Горемыкину–старшему мама подала не слишком горячий суп, за что и получила добродушный, супружеский шлепок по попе. Взвизгнув, как положено в таких случаях, от радости и мужниного внимания, Мишина мама бросилась обратно на кухню. Вторично согрела супчик и абсолютно ублажила папу.
Все были вполне счастливы. Кроме Горемыкина – младшего, мечтавшего о славе своего кумира. Ночью, при свете керосиновой лампы, Миша накатал на отца семейства внушительную «телегу» с подробными описаниями побоев и издевательств, которыми папа якобы донимал маму. Когда он пришел со своим вдохновенно написанным доносом в отделение милиции, то старлей потерял от удивления дар речи…
Но Миша оказался не сентиментальным. Он довел дело до суда и папиной «посадки» в места, не столь отдаленные. Мальчик почувствовал, что стал ровней Павлику Морозову. При этом маленький, но амбициозный Миша, решил войти в историю и перещеголять Павлика по части проворной изобретательности.
Взлет на «Звездочете»
Учился Миша средне. А сказать откровенно, просто плохо. Но учителя, видя блеск в его ясных глазах, обычно жалели мальчонку, и ставили ему тройку. Правда, по пению и рисованию у Миши были вполне твердые четверки.
После школы юноша, мечтавший о великой судьбе, пришел работать на знаменитое предприятие «Звездочет». Устроился электриком. Встретили его хорошо. Коллектив был дружный и не пьющий. Парня старались обучить премудростям профессии. Но не получалось. То ли Миша медленно соображал, то ли руки у него были не приспособлены для работы с техникой, а может - то и другое. Замечательно быстро молодой электрик делал только одну операцию – вкручивал электрические лампочки. За что и получил кличку «Миша – лампочка».
Однако вскоре выяснилось, что человек Миша вовсе не бесполезный. Он начал читать по пятницам политинформации в своем цехе. И «вкручивал» работягам про любимую партию и правительство очень вдохновенно. Как – то его пламенную речь о том, что скоро колбаса будет совсем дешевой, а советские машины – лучшими в мире услышал случайно главный начальник «Звездочета» Николай Петистратов. С этого эпизода начался невероятный Мишин взлет по служебной лестнице.
«Борец» за права трудящихся
Оценив Мишин блеск в глазах, желание и умение говорить громко и красиво, Писистратов поручил Мише «бороться за права трудящихся». Предоставлять от имени завода лечение, пособия, места в детских садах, путевки в санатории и пионерские лагеря. Миша взялся за дело с жаром и очень вскоре к снисходительной кличке «Миша – лампочка» добавилось хотя и шутливое, но все же уважительное прозвище «народный вожак». Некоторые, правда, называли его «полу-народным», потому что Миша любил раздавать социальные блага не всем. А только тем, кто был ему близок и приятен.
При этом Миша постепенно научился вкручивать «звездочетовцам», что, собственно, садики и санатории, премии и медицинскую помощь обеспечивает не завод, а персонально он, «Миша – лампочка». Слесари и ремонтники, сварщики и маляры, в общем, народ работящий и простой, постепенно начинал верить этим чудесным сказкам и называть «Лампочку» Михаилом Афанасьевичем.
К новым вершинам
В 2009 году Горемыкин сказал себе, что надо уже облагодетельствовать не только звездочетовцев, но и всех жителей Северогорска. Однако «наивные» горожане не понимали своего счастья и решительно не хотели видеть Мишу городским головой. Но они не учли, что Миша прекрасно научился «вкручивать» не только лампочки. Закатывая глаза и размахивая руками, он убедил губернского старшину, что только он, Миша, опытный звездочет и прекрасный оратор, сумеет спасти Северогорск, а главное, правильно организовать циркуляцию, так сказать, финансовых потоков. Его услышали. В результате миллиардные средства, выделенные на ремонт дороги до губернского центра, растворились с невероятной быстротой. Мишин друг и советник Витя Мурашов любил пошутить по этому поводу – «растворимый кофе привезли на базу, растворимый кофе растворился сразу».
Деньги были освоены до того быстро и «грамотно», что даже видавшие виды люди ахнули от изумления. При этом, уже через год дорога начала лопаться, трескаться, на ней появились ямы. Советник Мурашов пояснил изумленным горожанам, что это произошло «в силу природно-климатических особенностей». Параллельно он слетал в первопрестольную с щедрыми дарами для родовитых бояр. Начавшееся расследование «растворения» продолжилось, но официальный отчет до поры, до времени спрятали в надежный сейф. Можно было «вкручивать» дальше.
Через тернии, к звездам
Видя, как вся удачно складывается, Миша Горемыкин и Витя Мурашов посчитали, что как-то глупо уступать столь хлебное место «посторонним людям». И объявили, что Северогорск, оборонный щит любимой Родины, может процветать только при условии, что они будут править «вольным городом» вечно и безраздельно. При этом, разумеется, оба произнесли приличествующие случаи монологи о любви к Отечеству, государю и его гвардии «Единственная Россия».
Однако и эти монологи оказались очередным «вкручиванием политической лампочки». Михаил Афанасьевич Горемыкин в действительности замыслил стать губернским старшиной. Он сказал в узком кругу друзей: «Вот, дал я порулить своему корифану, Игорю Соколову, да не тянет он, не справляется. Придется все бремя власти, ответственности и бюджета на себя брать». При слове «бюджет» и «дотации» глаза советника Мурашова загорелись веселым блеском флибустьера.
Так что скоро Мишина лампочка, возможно, осчастливит своим светом не только военный Северогорск, но и всю Ангельскую губернию… Если, конечно, подлинно государевы люди не достанут вовремя из своего бронированного сейфа тот самый отчет о почти одномоментном растворении суммы, сопоставимой с годовым губернским бюджетом…
Сидор Правдорубов
28 Июн 2013, 15:14