Мы живем в странное время, когда технологии развиваются намного быстрее социальных отношений, но уже просто доступ людей к технологиям волей-неволей изменяют среду коммуникаций между людьми, изменяют отношения в обществе.
 
В этом процессе принятие решений по инерции происходит в старых традициях, а новая коммуникационная среда живет своей жизнью, все больше и больше отрываясь от формальных процедур согласования разных интересов.
 
Появляются новые вызовы времени. Вот например мне давно интересна ситуация с защитой интеллектуальных прав. Раньше, т.е. в доинформационную эпоху, люди брали, копировали и пользовались в свое удовольствие все, что могли достать, получить, скопировать. Сейчас, любая попытка использовать чужие мысли и идеи в публичном пространстве отслеживается достаточно быстро и несложно, в первую очередь из-за того, что изменились сами каналы коммуникации.
 
А это означает только то, что правообладателям стало значительно легче контролировать использование объектов своей собственности.
 
Те страны которые это поняли, рванули вперед, устанавливая и адаптируя свои правила для более целенаправленного оборота интеллектуальной собственности. 
 
Собственно, в геополитических играх сейчас не так важно пугать соседей ядерной бомбой, достаточно подсадить на линейку информационных продуктов и через них постепенно формировать мировоззрение людей.
 
Что это означает для Кировской области? Да ровно то, что внезапно она оказывается одинаково близко к центрам создания новых интеллектуальных ресурсов (где живут живые люди, там и центр создания. А расстояния на карте значения больше не очень то и имеют). Ну и конечно то, что бесконечно далека от навыков и способностей по созданию таких ресурсов.
 
Почему так сложилось в регионе, где успешно работает неплохой технический ВУЗ? А смысла нет изучать теорию вчерашнего дня, не пытаясь создавать внедрения дня завтрашнего. Критической массы людей, занимающихся внедрением объектов интеллектуальной собственности в повседневную жизнь нет. Нет желания понять и принять факт, что мир изменился.
 
Вот у нас основные идеи развития региона витают вокруг пасхальной красивости позавчерашней Вятки, а не вокруг накопления нематриальных активов в виде объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих жителям региона.
 
Вот маленький пример. Известная американская корпорация выкачивает из российского бюджета примерно 2,5-3 млрд долларов ежегодно за лицензии на установку операционных систем и офисного ПО. Это только для государственных и муниципальных нужд. Около 98% потребностей в этом софте может быть решена при помощи бесплатных операционных систем, бесплатных пакетов с открытым исходным кодом. Это означает, что настроить компьютер в качестве печатной машинки в кабинете чиновника можно и не платя деньги америкаской корпорации, но позвав местного настройщика, и оплатив его работу по настройке компьютера. Вот вам и рабочие места, вот вам и критическая масса специалистов внутри региона, которым есть чем заняться, есть что совершенствовать, в конечном счете есть повод стандартизовать какие-то типичные операции и предлагать готовые решения для приобретения другими регионами и странами.
 
Какой регион России первый начнет активно выполнять постановление правительства, подписанное премьером Путиным о переходе на СПО? Кто сможет стать лидером на новом создающемся рынке и получать деньги не за наличие нефти, алмазов или чего-то там еще, а за собственные мозги, которые притягивают к себе и другие мозги?
 
Я назвал конкретный пример, однако он не единственный. Рассматривая многие сферы сегодняшней жизни через призму оборота интеллектуальной собственности, можно более качественно понять ситуацию и про "духовные скрепы" и про культуру, науку и прочее. Про экономику я даже не говорю, она сейчас практически вся завязана на создании и перераспределении прав интеллектуальной собственности. Только мы в этом вопросе предпочитаем говорить о том как хорошо было раньше, и как непонятно и неприятно сейчас, когда кто-то другой умеет, а мы не умеем.
 

Пытался написать комментарий к дискуссии, а получилась статья :)