Сегодня очень много говорится о том, каким станет город Киров к 2025 г., когда будет отмечаться его 650-летие. Руководители разного ранга обещают, что через каких-то 12 лет в городе реконструируют цирк, построят новый мост через Вятку, туннель под привокзальной площадью, новый речной порт, пешеходную улицу, 10-километровую зону велодорожек и т.д. Пока все это кажется чем-то далекими и несбыточным. Впрочем, разве можно точно спрогнозировать, что случится с городом через 10-15 лет? Наша история показывает, что такое уже было. Правда, не все прогнозы сбылись.

Недавно нашел в ГАКО рукопись кировских архитекторов Е. И. Громаковского и Н. И. Козлова «Киров в ближайшем будущем».   В 1941 г. люди, которые отвечали за развитие и реконструкцию горда, написали небольшой рассказ, в котором размышляли о том, как изменится Киров через 15-20 лет к 1960 г. Себя архитекторы представляли в виде двух туристов, которые уехали из города в начале 40-х, а вернулись уже в 1960 г. Рукопись очень любопытная. Предлагаю вашему вниманию выдержки из нее, ярко иллюстрирующие, каким мог бы стать город Киров и каким он не стал.

«Семафор спокойно и уверенно, как и всегда, протянул вверх свою магическую руку. Будто нехотя дальше идти, паровоз с шумом и шипением выпустил свои последние пары. Да, вот прошло уже пятнадцать лет с тех пор, как мы покинули этот город Киров. Как было тогда странно думать о том, что так далеко шагнет наша Советская Страна вперед. Мы вышли на перрон. Июльское утро как бы нарочно спрятало своим молочным туманом от нас весь город. Как будто приветствуя нас, старых начинателей реконструкции города, гул заводских гудков врезался в общий шум города…

Вместе с толпой мы невольно очутились на эскалаторе, плавно опустившем нас в подземный переход, ведущий в город. Вокзальная площадь, еще не обсохшая от утренней помывки, кипела движением транспорта. Мы нарочно прошли вперед и, пройдя мимо величественной фигуры памятника С.М. Кирова, с чувством великого удовлетворения поднялись по широкой лестнице, идущей среди зелени и цветов, на верхнюю площадку. Звон трамвая прервал наш разговор. Голубой, обтекаемой формы он будто подполз и замер как раз у того самого места, где уже суетился народ и среди которого возвышался на кронштейне аншлаг «Остановка трамвая № 4,8,12». Мне вспомнился тот день, холодное, зимнее утро, когда мы вместе с руководством города шагами измеряли, где и как проложить путь».

г. Киров. Конец 1950-х гг. Дом Советов. Строился с 1937 по 1949 г.
Архитектор Громаковский не смог достроить свое детище, так как погиб в 1943 г. на фронте ВОВ.


"...Это Комсомольская улица, а называется теперь она проспектом Карла Маркса. Трамвай действительно по ней не идет, да ведь это и лучше. Смотри какой получился прекрасный бульвар, вот когда и Киров стал городом зелени. Ведь таких стриженых липок в наше время ни одной по всему городу не было…Мелкие деревянные домики куда-то исчезли, только кое где прижавшись к земле с дрожащим видом приткнувшись за забором доживали последние дни когда-то красовавшиеся в свое время особняки.

"Но вот он, творенье наших рук" – я показал вперед жестом, где сквозь стекло машины вдали, закрывая горизонт дороги, стоял все так же красуясь наш Областной драматический театр. Проспект оказался действительно проспектом. Он протянулся своей сорокаметровой шириной от самого вокзала. Дома, машины, магазины, какие-то павильоны, рекламы, зелень – все заставляло нас отказаться от мысли, что рождено именно сейчас, что это строительство – результат упорного проектного творчества, это результат воплощения проекта в жизнь. Но вот и знакомое здание: это бывшая городская электростанция, угол улицы Дрылевского. Она хотя и несколько преобразовалась, надстроена этажом, но все же в том же кирпичном стиле красным пятном стоит памятником далеко прошедших двадцати лет. Теперь  это теплоцентраль, обеспечивающая теплом все ближайшие постройки".

Панорама проспекта Карла Маркса. Рисунок Н.И. Козлова. Конец 1940-х гг.


"...Мы направились в тень глубокого приветливого сквера, к театру. Фонтан далеко по ветру раскидывал свои мельчайшие пылинки прозрачной воды, переливаясь радугой. Перерезав стройную линию световых точек, выросших по периметру  площади из густых зеленых кругов, мы повернули вдоль здания комбината Облзо по направлению к Дому Советов. Бронзовая с зеленым переливом пятиметровая фигура С.М. Кировав призывной позой встала на постаменте памятника. Теперь, в это светлое июльское утро, когда солнце топило свои лучи в приятном холоде металла, казалось, что только так и иначе никак не мог быть поставлен памятник нашему незабвенному земляку Сергею Мироновичу.

Машина тихо скользила на тормозах под уклон улицы Коммуны. Справа теснил нас радостный молодняк лиственных пород, скамеечки, фонтаны, киоски и т.п. насыщали этот нежно любимый городом молодой бульвар.  Узкая в прошлом улица раздвинулась вширь и стала сорокаметровой, справа, на южной ее стороне залег кудрявый бульвар. Звонок трамвая прорезался сквозь уличную жизнь, стрелка светофора ползла по красному сектору, машина встала у улицы Свободы. Дом Облфо отполз назад на 16 метров, только бывшее здание Облисполкома на углу ул. Ленина не тронулось с места, и стоит напоминанием глубокой старины. Теперь здесь гостиница – филиал Центральной».

Перспектива Театральной площади. Рисунок  Н. И. Козлова. 1948 г.


"...Чувство старых кировчан не позволило нам пройти мимо буфета, где в хрустальных вазах красовались фрукты – плоды Кировского Садземтреста. Яблоки, груши, виноград, стали обыденным явлением для жителей г. Кирова. Задача, стоящая перед социалистическими городами, сделать их цветущими садами, воплощена в жизнь. Из разговора с буфетчицей мы узнали, что в городе развиты фруктовые сады, что каждый индивидуальный огород превращен в культурный сад, и что те индивидуальные поселки, которые своим убожеством отталкивали прохожих, теперь утопают в зелени. Да, а ведь трудно было бороться за озеленение города. Даже обязательные решения выносил Исполком Городского Совета по вопросу обязательного озеленения всех новостроек.

Желтый песок приятно скрипел под ногой и мы не заметили как очутились у самого берега реки Вятки. Двухэтажные волжские пароходы, как какие-то сказочно-плывущие дома, клубами пара овивали свое тучное тело на фоне пунктира световых пятен, перекинутых через реку. Не надо было даже приглядываться – мост четко вырисовывался своей светящейся поверхностью. Постоянный капитальный мост связал город с заречной промышленностью и с железной дорогой".

Сквер на Театральной площади и вид на Дрматический театр. Конец 1950-х гг.


"....Троллейбусы как какие-то выщеголяные жуки ползали вдоль самых тротуаров ул. Ленина. Направо, где когда-то мучились, я помню, как сейчас, горе-хозяева со строительством павильона  парикмахерской и туда дальше вглубь по улице Герцена, выросло капитальное своеобразное здание постоянного Кировского зверинца. Финиковые пальмы и еще какие-то тропические деревья протянули свои ветви к огромным стеклянным проемам, за которыми двигались люди с высоко поднятыми детьми на руках. Крик обезьян, рычание львов и тигров и всякие несвойственные Кирову звуки стояли над этим сказочным домом животных.

Я окинул взором туда к реке «А ведь верно получилось замечательно!» И зачем только думали мы тогда, что обязательно надо овраги эти засыпать. Широкие капитальные мосты раскрылись внизу художественными арками, сквозь которые в перспективе  играла в переливах на солнце все такая же, но теперь судоходная целую навигацию Вятка. Катера подходили почти к самой улице Ленина. А сколько раньше надо было тащиться домой с причала моторок помнишь?...Особнячка купца Булычева, где последнее время находилось управление НКВД не оказалось. Особняк передвинули на ул. Большевиков».       

улица Ленина. Начало 1960-х гг.


Как вам полет фантазии архитекторов? Подземный туннель под привокзальной площадью, трамвайное сообщение, огромный зверинец, застройка городских оврагов, катера, плавающие у улицы Ленина, просторные, насыщенные цветами и зелеными насаждениями бульвары  – все это было не просто в мечтах архитекторов. Это были их конкретные планы, подкрепленные соответствующими проектами. Таким как уже известный нам план гигантского ботанического сада, о котором я как-то писал в посте Каким мог бы быть город Киров.  Конечно, рисуя такую глобальную перестройку города Кирова в январе 1941 г. они не знали, что уже скоро начнется Великая Война, последствия которой не позволят воплотиться мечтам и планам.

Ну а вообще насчет мечтаний, ведь не зря говорят «мечтать не вредно». И сегодня рассуждая о глобальных проектах изменений Кирова к 2025 г. различного рода чиновники тоже «водят вилами по воде», рисуя нам картинки будущего. Правда, масштаб уже совсем другой, да и верится с трудом, что город снова, как по мановению волшебной палочки, обрастет теми же садами и скверами. Действительность рисует нам совсем иные картины.
Кстати, все мы знаем, кто сейчас главный архитектор города, имя Ирины Рубцовой достаточно часто звучит при разговорах о сносе очередного сквера или по вопросу точечной застройки. Забавно, если потом выяснится, что она тоже вела вот такую тетрадочку как Громаковский с Козловым, под названием «Киров в ближайшем будущем».  Быть может в таком случае, мы поймем логику многих современных архитектурных решений в отношении нашего города…


P.S. Посты по теме:
Каким мог бы быть стадион «Динамо»
Фотопост. Октябрьский проспект: рожденный в 50-е
г.Киров в будущем (о стратегии развития)

Оригинал
фото из ГАКО