Весной в России начался наезд правоохранителей на негосударственные социологические организации, которые не хотят добровольно повесить на себя "желтые звезды", признав себя иностранными шпионами. Думцы, придумавшие слово "иностранные агенты", делают наивные глаза, удивляясь такой реакции на это слово. Налицо откровенная провокация государства: предложить социологическим центрам, независимым от него, явку с повинной в качестве шпионов. Поскольку те на это пойти не могут (там люди явно умнее, чем в Думе), то их можно задавить под предлогом несоблюдения законодательства. Потом с чистыми наивными глазами депутаты будут удивляться: "Они же сами не захотели работать нормально... Их никто не собирался закрывать!"


Провокация по зачистке информационного пространства идет под флагом расширения понятия политической деятельности до стандартов советского времени, когда все науки об обществе находились в категории политической идеологии. Под прицел карательных проверок попали уже и организации, которые не проводили исследований собственно политики. Однако в силу советской логики изучение любого аспекта общественной жизни - это уже вмешательство в политику, т.к. государство контролирует все. В итоге всякий, изучающий общество и публично высказывающий свою позицию, оказывается участником политического процесса, в который иностранцы вмешиваться не могут, даже просто сотрудничая с социологами или заказывая им опросы.


Другой поворот к советскому наследию - определение социологической информации как инструмента политики. Отсюда один шаг до ее засекречивания, как это было в СССР. Служебная социология, представленная отделами при областных администрациях, уже набирает силу и в современной России. Это чистый аналог социологических лабораторий советского времени, действовавших при многих обкомах партии. Вся их информация, как и в былое время, уже засекречена. Никто в социологическом сообществе не знает, что и как там изучают. В лучшем случае озвучиваются отдельные цифры, которым предлагается верить, не спрашивая, откуда они взялись. Вполне логично, что независимые от государства социологические организации, публикующие свои данные в открытых источниках,начинают подозревать в разглашении государственной тайны. И вполне логично, что их надо прикрыть.
И когда останется только социология, выполняющая заказы государства и полностью контролируемая им, т.е. уже набирающая силу служебная социология, 99,9% голосов в пользу правящей партии и любимого президента уже никто не сможет оспорить, т.к. данные выборов и опросов будут приводиться в соответствие в одних и тех же местах. В данном случае Россия идет по пути возврата к историческим корням, обкатанному в Беларуси.

Оригинал