Нет в мире места лучше для неспешных рассуждений об эфемерной сущности времени, чем Китай. Во всём мире люди считают, что это они двигаются навстречу будущему, и только в Китае оно само движется навстречу тебе. «Вот женщина вдали, – писал когда-то один из самых таинственных китайских поэтов, Ван Ху. – И если точно сесть, она придёт к тебе». Каждый человек волен представлять себе, что сам принимает решение, где ему быть, чтоб не разминуться со своей участью. Но перед тем, как устроиться поудобней, поверьте – стоит приехать в Китай.
Думаю, именно потому – после заведомо бессмысленного вояжа в Первопрестольную (того самого «внезапного отъезда в давно запланированную командировку», которую мы так легкомысленно сочли за попытку уклониться от дачи показаний в суде) – кировский губернатор Никита Белых обратил свой взгляд в сторону Поднебесной. Это ведь только мы считали, что в суде Никите Юрьевичу предстоит сделать моральный выбор: между дружбой и долгом, между честью и карьерой или, там, между идеалами молодости и опытом зрелого царедворца, – сам Никита Юрьевич, вероятней всего, был поглощён мыслями совершенно другого толка. И всё что ему было нужно – это дождаться первого рейса на Пекин.
«Мне необязательно врать, – думал, возможно, он в поисках выхода. – Мне даже необязательно кого-либо оговаривать. Мне достаточно просто не явиться, и никто не посмеет привести меня силой. И тогда в 2024-м, – когда всё кончится, а мне исполнится сорок девять, – у меня за плечами будет большая и славная жизнь». Почему я за него думаю, что он так думал, спросите вы? Потому что я думаю, что он, как и все мы считал, что сам движется навстречу своему будущему. Но тогда почему я за него думаю, что он перестал так думать? Потому что он не поступил так, как думал за него я. Потому что если дьявол протягивает тебе две руки и спрашивает: «В какой выбираешь?», – то единственный правильный выбор – это отказаться от выбора.
Он вернулся в Киров, вошёл в здание суда и сказал там правду – так, как он её понимает. Возможно, это не принесёт ему призовых баллов в глазах оппозиции, давно списавшей его на берег, как спившегося одноногого моряка. Но разве его будущее – это снова и снова быть плохим лидером оппозиции? Возможно, это даже будет стоить ему губернаторства, как в ужасе вскричала из своего интернет-закутка Ксюша Собчак. Но разве его будущее – это снова и снова быть плохим губернатором Кировской области? Он поступил, как мужик, и сегодня это главное. А в 2024 году, когда всё начнётся, ему будет сорок девять, и вся жизнь будет у него впереди.