Вчера посмотрел нашумевший фильм «Легенда 17». Безусловно, это один из шедевров современного российского кино. Но, так или иначе, картина оставила сложные и противоречивые эмоции. Как историк я при просмотре любых фильмов с сюжетом, основанным на определенной имевшей место быть реальности, всегда думаю, насколько события правдивы и историчны. Бывают такие фильмы как «Штрафбат», где весь сюжет ложь от начала до конца и тут все ясно, а вот с «Легендой» все сложнее.
Косяков и неточностей в фильме предостаточно, про это очень хорошо и подробно написала «Газета.Ру». http://www.gazeta.ru/comments/column/kol
Дело в том, что в отличие от советского кино, современное российское не имеет никакой идеологической установки. За государственный счет и при поддержке минкульта снимаются как откровенные русофобско-антисоветские карикатурные пасквили, наполненные исторической ложью или полуправдой, так и добротные картины с грамотной патриотической линией. Поскольку современная российская власть до сих пор не сформировала отчетливое и определенное отношение к советскому периоду, возникают вполне логичные противоречия. То есть нужно и чтобы в фильме был патриотизм, геройство, любовь к Родине, но при этом необходимо показать что, мол, все у нас делалось вопреки, и тот же Харламов забивал шайбы как бы назло партфункционерам. Эта позиция «и нашим и вашим» очень бестолковая и глупая. С одной стороны власть реанимирует некоторые явления из советского прошлого (звание «героя труда», нормы, ГТО, прописку), с другой стороны в кино поощряется создание карикатурных поклепов на реальную действительность типа михалковских фильмов последних лет, бездарных как по форме, так и содержанию.
Осмысляя статью «Газеты.ру» я пришел к мысли, что это, безусловно, очень сложно примириться с искажением истории даже в художественном фильме. В первую очередь это тяжело сделать тем, кто действительно болел хоккеем и Харламовым. Люди, типа автора статьи, конечно, имеют право на негодование и призывы «Верните настоящего Харламова». Однако даже учитывая это, я готов пойти на определенную «сделку с совестью» и признать, что некоторое искажение фактов здесь вполне уместно. Так это эта трансформация исторической реальности не является существенной, к тому же все это делается во имя благой цели – создать патриотическую атмосферу, способствующую духовному подъему публики. Учитывая, что сейчас наше общество мало, что объединяет и дефицит «духовных скреп» признает даже президент, то искажения фильма действительно носят благой характер.
«Легенда 17», конечно, разительно и положительно отличается от тех же недавних «Матча» и «Высоцкого». В фильме нет махровой антисоветчины, не акцентируется внимание на негативных каких-то моментах из 70-х гг., даже противостояние Тарасова и партфункционера выглядит как личный конфликт на бытовой почве, а не противоборство бездушной системы и свободолюбивого гения. Валерий Харламов показан как хоть и безумно талантливый, но обычный спортсмен, живущий только игрой. Он болен только хоккеем и ничем иным, это его страсть и боль. В отличие от того же «Матча» (фильм про футбол без футбола) в «Легенде» реально очень много хоккея, сцены игр показаны ярко и красиво. У любого человека после увиденного появится желание бежать на коробку во дворе и зарубиться в хоккей. Только вот во дворе уже давно коробок нет. Вместо них стоит стройный ряд машин далеко не отечественного производства. Это такой символ победившего капиталистического общества потребления. К сожалению, это общество не родило ни нового Харламова, ни Боброва, ни Тарасова. Все больше кажется, что оно способно рождать только миллионы безликих владельцев авто.
Вообще фильм «Легенда 17» очень опасен для сегодняшней власти. Представляю себе, какие ярчайшие ностальгические настроения охватывают миллионы людей выходящих после просмотра картины из кинотеатров со слезами на глазах. Так и вижу, как они говорят что-то типа «Вот время-то было какое! Дали канадцам прикурить!». Да, время было действительно крутое, но оно ушло не просто так, а стараниями, в том числе тех миллионов посетителей кинотеатров средних лет, которые ностальгически вздохнут после просмотра фильма. Но вздыхать надо было раньше. Теперь же время ушло навсегда, а бездарная наша современность, в которой потерялись все смыслы, не способна рождать легенд. Так что нового Харламова не будет. В условном Чебаркуле ему предложат неплохой контракт и он останется там навсегда.
P.S. Олег Кашин написал забавную рецензию на фильм, выводы очень неожиданныеhttp://seance.ru/blog/legenda_17_kashin_