Почти год судно-хранилище отработавшего ядерного топлива «Лепсе» стоит у причала судоремонтного завода «Нерпа» в ожидании утилизации. Оно ждет обеспечения финансирования, освобождения места для утилизации и создания соответствующей инфраструктуры. Перевод «Лепсе» на сушу произойдет не ранее декабря 2013 года.
В сентябре прошлого года самое опасное судно на северо-западе России – плавтехбаза «Лепсе» было отбуксировано от причалов ФГУП «Атомфлот» на судоремонтный завод «Нерпа» для дальнейшей утилизации.
«Более полугода назад, провожая «Лепсе» в последний поход на «Нерпу», представители «Беллоны», «Росатома» и Европейкого банка реконструкции и развития (ЕБРР) были уверены, что оно направляется прямиком в сухой док «Нерпы». Сейчас выясняется, что из-за несогласованности по финансированию, плавтехбаза может «застрять» на Нерпе, поэтому важно, чтобы все стороны как можно скорее приняли план финансирования работ», - уверен генеральный менеджер Объединения «Беллона» (Норвегия) Нильс Бёмер.
«Мне непонятно, почему о строительстве инфраструктуры на «Нерпе» не задумались ранее, до отправки туда «Лепсе». Неужели инфраструктуру раньше не могли построить? Теперь судну придется просто так простоять там больше года, – возмутился секретарь общественного совета по безопасному использованию атомной энергии по Мурманской области Сергей Жаворонкин. - Судно поставили на Нерпу и выдают это за достижение. Достижение – это когда дальше что-то происходит. А тут что?», - сокрушается он.
Ближайшие планы
Согласно представителю компании «Нувиа Лимитед» Кену Мизену, плавтехбаза стоит у временного причала, и ждет своей очереди.
«Мы разработали техническое задание для переработке ОЯТ, сейчас это задание рассматривается федеральными органами. Мы почти подписали контракт по строительству инфраструктуры на срз «Нерпа», - рассказал он в ходе совместного семинара «Росатома» и «Беллоны» по ядерной и радиационной безопасности.
По его словам, сейчас необходимо построить необходимую инфраструктуру на судоремонтном заводе для выгрузки ОЯТ с судна. Она будет готова к ноябрю этого года, то есть более чем через год после прихода судна на «Нерпу», в декабре планируется поставить «Лепсе» на стапель-плиту.
По словам технического директора АНО «Аспект Конверсия» Анатолия Цубанникова, выгрузка ОЯТ с судна – одна из самых сложных задач.
«Всего на «Лепсе» 630 ОТВС. 313 можно извлечь из пеналов, 19 – в кессонах, остальное – неизвлекаемые сборки, их надо будет извлекать вместе с пеналами. Выгрузка ОЯТ будет проходить на Нерпе», - рассказал он.
Наиболее сложная работа – выгрузка хаотично расположенных ОТВС из кессонов. Для этого был разработан комплекс дистанционного оборудования для минимального нахождения персонала на рабочих местах. Для обеспечения работ был изготовлен стенд для моделирования работ (одна четвертая реального размера хранилища). Это позволит персоналу отработать технологические операции, и использовать его при негативных моментах при выгрузке.
После выгрузки топливо будет загружаться в чехлы (на 1, 3 или 5 ячеек) и будут направляться на набережную для загрузку на «Серебрянку».
Причины задержки
Руководитель проекта «Лепсе» на заводе «Нерпа» Олег Ерин обозначил три основные задачи, мешающие началу работ.
Конечно, в первую очередь» речь идет о первой атомной советской лодке К-3 «Ленинский Комсомол», которая стоит на стапель плите, которую должна занимать плавтехбаза. АПЛ также мешает созданию инфраструктуры под «Лепсе».
Руководитель проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ» Госкорпорации «Росатом» Анатолий Захарчев отметил, что проблема в том, что субмарина принадлежит Северному Флоту России.
«Да, эта проблема не решается. Мы обращались в Министерство Обороны. Но «Росатом» не может заниматься судьбой АПЛ, это задача именно Министерства Обороны», - заявил он.
Второй проблемой является отсутствие реально подтвержденного финансирования для утилизации птб. Сейчас есть подтвержденное финансирование на первую часть проекта: создание инфраструктуры и утилизация (разрезка) судна. Финансирование на вторую часть: выгрузку ОЯТ, формирование блок упаковок, которые будут транспортированы в Сайду, и на саму транспортировку пока не подтверждено.
«Мы не хотим, чтобы «Лепсе» превратилось в К-3 – с непонятной судьбой и отсутствием финансирования», - отметил Ерин.
Третья проблема, которую необходимо решить, это переработка большого количества металла в рамках создания блок-упаковки.
«Когда судно перейдет на твердое основание, оно будет закрыто блок упаковкой, которая будет выглядеть как огромный перевернутый посылочный ящик из метала. В этом году мы должны построить боковые стенки, в следующем – построить крышу», - рассказал Ерин.
Для строительства этого укрытия необходимо до конца 2013 года переработать 1000 тонн металла, а это очень много.
Оригинал текст сотрудника Беллона-Мурманск Анны Киреевой