Проституция - это тема, провоцирующая самые противоположные высказывания, покрывающие всю палитру возможных оценок. Один из подходов - феминистский, трактующий коммерческий секс только в терминах насилия и принуждения. Художница-феминистска Виктория Ломаско так озвучила эту позицию:


"... В Москве мне попалась бесплатная брошюрка «Флирт» — в ней рекламируются услуги проституток. И там проституция представлена как что-то гламурное, как свободный выбор взрослой женщины. Я ее просмотрела всю и сразу решила, что надо что-то сказать про это. Я почти сразу придумала, как должна выглядеть графика, принцип построения высказывания, затем собрала информацию, чтоб уточнить текст. Высказывания женщин о своем опыте я взяла из исследования Натальи Ходыревой «Современные дебаты о проституции». Я сделала эту работу для того, чтоб стало видно, что проституция состоит из принуждения, в какой бы обертке «выбора» и «согласия» она не подавалась. Большая часть женщин, вовлеченных в проституцию, это женщины, живущие за чертой бедности, многие из них пережили сексуальное насилие или побои в своих семьях.


В моем проекте есть слова: «Проституция — это вина мужчин». Я думаю, что эти слова вызовут больше всего эмоций и непонимания. А они значат ровно то, что значат. Не «это вина всех мужчин» и не «все мужчины насильники». Но это вина и ответственность мужчин как класса перед женщинами как классом. Женщина и женское тело являются в нашей культуре сексуальным объектом, и прекратить такое отношение — ответственность мужчин. Я считаю правильной политикой неоаболиционизм, когда преступление совершает тот, кто покупает секс-услуги, а не та, кто секс-услуги продает. И принять, и поддержать такой закон — тоже зона ответственности мужчин".



Если бы речь шла только об очевидных фактах насилия, которые реально случаются с проститутками, то тут не было предмета для вопросов и сомнений. Но в данном случае автор мыслит в терминах очень широких категорий: "проститутки", "женщины", "мужчины". И возникает проблема, уже упомянутая мною в более ранней заметке: можно ли в терминах насилия интерпретировать жизнь женщин, которые это не ощущают, которые уверены, что их выбор совершенно добровольный?