Поздно вечером в четверг в интернете появилась новость, которая ввела в состоянии шока добрую половину населения Архангельска, если на весь город. Цитирую по  news29: Несмотря на проведенные с начала 2013 года ремонтные работы в производственных цехах Соломбальского ЦБК, вывести комбинат в нормальный производственный режим не удалось. Об этом официально заявили сегодня вечером в департаменте общественных связей холдинга «Соломбалалес», в структуру которого входит СЦБК. Решение о полной остановке производства принято в связи с тяжелым финансово-экономическим положением комбината.

Что сие означает? То, что без работы вот-вот останутся около двух тысяч человек. В массе своей пролетариев, прямо-таки революционная ситуация, аналогичная 17-му году. Правда, уволенных может оказаться чуть меньше, обязательно будут функционировать ТЭЦ-1, цех коммуникаций и биологической очистки промышленных стоков, а также пожарно-спасательная служба. Без них столицу области ожидают сразу две катастрофы – социальная и экологическая.

Пока случилась одна – психологическая. СЦБК являлся стержнем, вокруг которого строился холдинг «Соломбалалес», дающий работу четырём тысячам сотрудников. Рухнет комбинат - остальные тоже посыплются, вот увидите. Не пророчествую, только предупреждаю.

Но и это ещё не всё. После кончины СЦБК в Архангельске фактически не останется крупного производства, одни сплошные торговые центры и точки общепита. Откуда только деньги на них берутся? Наверное, из чьей-то тумбочки.

А ведь ещё совсем недавно…

Когда наш институт прикладных избирательных технологий только начинал работать в Архангельской области, была написана долгосрочная программа мониторинга и поддержания положительного имиджа тогдашнего губернатора Анатолия Ефремова. Понятное дело, под это требовалось достойное финансирование. Куда нас отправили в первую очередь? На Соломбальский комбинат к Николаю Львову. А кто спонсировал чемпионаты по хоккею с мячом, команду «Водник», кинофестивали, общегородские праздники? Кто поставил во главе города своего человека, взяв, тем самым, на четыре года ответственность за судьбу Архангельска? Всё это СЦБК…

Может, дело в том, что не тем помогали, не то финансировали? Вот, что пишут на интернет-форумах по поводу банкротства «Трудовой Соломбалы», не только финансового, но морального (взято с упомянутого выше сайта):

- Враги работников СЦБК Львов, Нечаев, покойный Малков вытянули бабло с производства живут за границей состоят в партии жуликов и воров "Единой Роcсии" им хорошо) а 2000 работников будут сейчас искать работу которой нет) и бухать)

- СЦБК рулит десяток сынков-идиотов во главе с Ваней Бородиным, вот и дорулились. А Ваня задачу отработал ) набить хозяину мешочек, не вкладываясь в производство) Самовар и сдох.

Вот он, глас народа, который не ошибается. Но взгляд на ситуацию несколько поверхностный, без глубины. Хотя какая там глубина, так, мелководье…

Вон, за рекой, за Двиной дымит себе АЦБК и в ус не дует, Китай за его продукцией в очереди стоит. Крупчак, человек неприятный мне во многих отношениях, оказался эффективным и дальновидным хозяином. Ну, может, не он сам, а партнёры-австрияки. Какая разница варщику целлюлозы, регулярно получающему зарплату?

Или Котласский ЦБК, принадлежащий Захару Смушкину. У него в начале нулевых были нелёгкие времена, настоящая война с захватчиком в лице не вылезавшего в ту пору из Кремля олигарха Дерипаски (на Соломбалу-то кто покусится, она почти государственная). Отбились южане (по областной географии) и стали развивать производство, вкладывать в него большую часть прибыли. В итоге у КЦБК, что ни марка выпускаемой продукции, то фирменный бренд. Плюс мобильность, во время мирового финансового кризиса быстренько перешли на облегчённый картон, завоёвывая новые рынки сбыта.

Руководство СЦБК плачется, что комбинат пал жертвой советской психологии, он, де, изначально ориентирован на выпуск низкосортной гофры, рынок которой упал и подниматься не собирается. Так вот, несколько лет назад Хозяин (именно так, с большой  буквы) Смушкин запустил завод по варке небелёной целлюлозы, объёмы его производства сопоставимы с соломбальскими. Знаете, сколько человек завод обслуживает? ЧЕТЫРЕ. Против тысяч в Архангельске. О какой конкуренции может идти речь?..

А знаете, с чего всё началось? С приватизации СЦБК, которую несколько раз пытались опротестовать в суде из-за её копеечности. Липовые акционеры оказались такими же липовыми собственниками, не умея, да и не желая просчитывать ситуацию на рынке на годы вперёд. Зачем новая техника для всех, когда можно одному слетать на Канары – вот такое колхозное мышление. В этом пользователи интернета, последними словами ругающие горе-руководителей, абсолютно правы. И ещё кто-то ностальгирует по временам социализма – недоумки, ничего не понимающие ни в психологии, ни в экономике.

Но самое гадство, с моей точки зрения, заключалось в том, что о неизбежной остановке производства молчали до последней секунды, обрушив в одночасье новость на головы рабочим. Тот же Пдастинин, председатель Совета директоров холдинга, совсем недавно заявлел, что остановка некоторых операций временная и носит «плановый характер». До сих пор пресс-служба комбината пытается что-то вякать в том же духе: Решение о дальнейших перспективах Соломбальского ЦБК руководством будет принято позднее – на основе изучения рынка, детального анализа состояния производственного оборудования, а также финансово-экономической ситуации, поясняется на официальном сайте холдинга.

Что там «изучать», что там «детализировать», самое время идти в прокуратуру с вещами и с повинной. Может, потом срок скостят или режим полегче присудят. Кстати, помню я этого Пластинина, лет десять назад снимал его на камеру. Гладкий такой, научными терминами сыпет. Ещё, говорят, он в САФУ экономику преподаёт. Какую, как быстрее и эффективней угробить приватизированное тобой же производство?

Я вижу один положительный момент в крахе Соломбальского ЦБК. Вместе с ним обанкротилась региональная «Единая Россия», такая же лживая и неэффективная, у истоков которой стояли как раз соломбальские люди.

И в это самое время губернатор Орлов и глава Рослесхоза Масляков на проходящем в областном центре Архангельском лесном форуме пафосно обсуждали стратегию развития лесной отрасли. Красивые слова говорили, щёки чисто выбритые надували. Скажете, не виноват Игорь Анатольевич, всё украдено ещё до него (помнится, в «Сломбалалес» не последним челом был один из сыновей Михальчука)? Напрямую – действительно нет. А вот косвенно… Должен глава лесного региона хоть как-то разбираться в профильном производстве? Если нет – наберись мужества и подавай по собственному. Особенно после того, когда твой же министр ЛПК прилюдно признаётся в том, что не знает, сколько леса имеется у области в наличии, так как информация об этом последний раз собиралась лет 15 назад. Так чего ты на трибуну вылез, иди в лес и считай  стволы…

К этому можно прибавить данные, опубликованные на сайте ИА «Эхо Севера»: По данным Минфина, на 1 февраля 2012 года  государственный долг Архангельской области составлял 18 386 090, 0 тысяч рублей. Однако уже на 1 марта 2013 года, также по данным Минфина РФ, госдолг региона составляет 19 658 833, 4 тысячи рублей. Таким образом, за первый год своего правления Правительство Орлова умудрилось залезть в долги ровно на 1 272 743, 4 тысячи рублей.

Как вам цифирки? При том, что никто не может понять, куда и на что разошёлся целый миллиард, ни дорог отремонтированных, ни домов, наново возведённых, глаз что-то не наблюдает.