Вчера журналисты признали топовой фразу вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец о том, что 38 млн из 86 млн трудоспособных россиян заняты "непонятно чем". Эти люди "не видны", они находятся в неформальном секторе, уходят от налогов и социальных выплат.
Действительно, она это утверждала на конференции в НИУ ВШЭ, правда, в мое видео эта фраза не попала.
К чести сказать, г-жа Голодец выступала без всяких бумажек, четко и без запинки и подтвердила, что "рынок труда — это наш абсолютный приоритет"; "общество не научилось отвечать на вопрос, а кто будет платить за социально-незащищенных". Кроме того, "Россия по уровню квалификации как минимум на 20 лет отстает от мирового рынка труда".
Впрочем, несмотря на заявленную внятность правительственной позиции, "мы продолжаем мыслить в категории строительства заводов, а не человека", иронично заметил экономист Евгений Ясин.
Г-жа Голодец сообщила о том, что правительством на уровне мировых стандартов разработан проект закона "О социальном обслуживании". Новация здесь следующая: перейти от того, что государство "должно ухаживать за тем, кто нуждается", к социальному сопровождению, выводящему человека из социального неблагополучия. Впрочем, это не означает отказа в обслуживании граждан, за которыми нужен пожизненный уход.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов подметил, что попытка правительства реформирования социальной сферы без увеличения финансирования не может увенчаться успехом.
Были также озвучены свежие данные по России: общее количество детей — 27 млн, из них 5,6 млн воспитываются одним родителем; 118 тысяч детей проживает в сиротских учреждениях, причем подавляющее большинство имеет родителя, лишенного родительских прав; 44 000 человек были лишены родительских прав в 2012 году; задолжников по алиментам 1,7 млн человек.
Порадовала заключительная фраза вице-премьера: "Сегодняшняя политика должна формироваться с участием гражданского сообщества. Это шаг, который нам предстоит сделать, и только тогда мы сможем построить внятную социальную политику".
А между тем, прокуроры ополчились с проверками на НКО — в одних штрафуют на 640 тысяч рублей за то, что в офисе Беллоны не проводились учебные тревоги, а на рабочих местах не измеряется уровень положительных и отрицательных ионов, а в других руководителей привлекают к административной ответственности.