Живём, торопимся всё успеть. С друзьями повидаться некогда. И вдруг однажды вспоминаем, что давненько не виделись. И вдруг узнаём, что кого-то уже нет.
Сегодня я узнала, что уже нет Валерия Абрамкина, общественника, поэта...
Вот такая жизнь. Считаешь, он ещё жив, а его уже нет...
Юрий Самодуров о Валерии Абрамкине
http://www.echo.msk.ru/blog/samodurov/999072-echo/
Пришла грустная весть - 25 января 2013 год закончился жизненный путь диссидента, правозащитника, общественного деятеля, а в глазах многих еще и легендарного человека Валерия Федоровича Абрамкина. Тем, кто его знал в разные годы остается возможность исполнить человеческий долг благодарности и сказать о том существенном, что Валерий Федорович сделал и внес в жизнь.
Хочу поделиться двумя воспоминаниями связанными с Валерием Федоровичем Абрамкиным. Первое - это зарождение в 1997 г. по инициативе Льва Пономарева, Валерия Абрамкина и Елены Боннэр "Ииициативной группы за объединение в защиту гражданских и экономических прав граждан в Российской Федерации" (краткое название - инициативная группа "Общее действие "). Группа существовала и регулярно собиралась в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова с 1997 примерно до 2006-2007 г. сначала один- два раза в месяц, потом реже. Несколько лет в заседаниях группы принимали участие большинство руководителей правозащитных органиазаций Москвы и известные московские и несколько немосковских правозащитников старшего и среднего поколений в личном качестве. Таких откровенных и главное регулярных встреч и обсуждений положения в стране с искренним стремлением сотрудничать друг с другом чем только возможно и в таком широком составе у правозащников до создания группы "Общее действие", а м.б. и после, возможно, уже не было. Сказать об этом в связи с кончиной Валерия Абрамкина важно потому, что и первичный импульс к образованию инициативной группы "Общее действие" и одухотворенное и заинтересованное отношение членов группы друг к другу на ее заседаниях в первые годы ее существования, как мне кажется, было связано не только со временем, эпохой, но и обусловлено тем, что среди трех инициаторов создания группы был Валерий Федорович Абрамкин, пользововашийся абсолютным признанием в правозащитной среде и вместе с тем за лидерство в этой среде не боровшийся и в группе "Общее действие" никогда ни с кем не соперничавший.
Еще одна, такого же плана идея, автором которой был, вероятно, Валерий Федорович Абрамкин, - это зарождение и существование в течение нескольких лет традиции публичного подведения правозащитным сообществом итогов своей работы в ушедшем году и рассказа о главных проблемах и планах на будущий год. Эти встречи проходили в начале 2000-ых годов (проходят ли они сейчас не знаю) в форме празднования правозащитнииками и их друзьями Старого Нового года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. В таких встречах принимало участие до 100 человек и кажется одну или две вел Валерий Абрамкин. Выполняя роль ведущего, он (если я ничего не путаю) даже предложил и организовал один или два раза тайное голосование "Лучший правозащитник года", это было неофициальное подведение итогов деятельности присутствовавших "по гамбургксому счету", в котором все собравшиеся с удовольствием участвовали.
Валерий был не просто человеком, с которым я в течение нескольких лет часто встречался в Музее и общественном центре имени Сахарова, но и легендарным человеком, в котором я не разочаровался при достаточно близком знакомстве.
Хотя многие и я сам тоже понимали, что сердце и силы Валерия Федоровича с конца 1980-ых годов безраздельно и без остатка отданы решению "узкой" проблемы гуманизации очень жестокой к людям российской пенитенциарной системы, сам он многие годы, благодаря своим человеческим качествам был в числе людей, которые объединяли значительную часть правозащитников в более менее реальную и солидарную группу.
Абрамкин Валерий (г.Гатчина, Ленинградская обл.)
Весна 1954 года
в селе Черкасское Саратовской области
Солнца мартовские свирели
Расплескали на белый снег
Свежесть нежную снежной трели
Талой струйки сквозь звонкий бег.
Света скиния – небо синее –
Ослепительно. В хрустале
Из подвесок капели зимняя
Жертва первая в алтаре.
Детства раннего счастьем раненый
В проблеск памяти светлый миг.
За околицей неприкаянный,
Свежевыпавший птичий крик.
На окошке игрушкой крашеной
Кот ненашенский спинку гнёт,
По-монашески грач обряженный
На подворье поклоны бьёт.
Санный росчерк полями сонными,
Запах скорой весны в лицо -
Предисловие потаённое,
К жизни будущей письмецо.
И сегодня, в канун Успения,
Я, осенний, спешу опять
В Воскресения по-весеннему
Просиявшую благодать.
Света скиния – небо синее –
Ослепительно. В хрупком сне
Истекает сосулек линия
Грёзой сладкою о весне.
Зима моей жизни
***
Заснеженная бездна неизбежности
Гасила лучики надежды и любви,
Обманом свежести, обвалом безмятежности
Ложась на худенькие плечики твои.
А ты плыла, ты вся светилась счастьем
Под плетью в сеть анизотропных троп
Лукавства, гордости, нетрезвости, безвластья
Любви и совести средь очумевших толп.
За миражами ложного кумира
Туманно призрачна, прозрачна и легка
Душа моя, ты обошла полмира,
Но что ты обрела наверняка?
***
Безлюдный брег,
Безумный бег
И флаг, полощущий по ветру.
Опомнись, слабый человек,
Он замкнут, сатанинский трек,
Смертельно обнажённый снег,
Глотающий тебя по метру.
Во прахе плоти заронённый свет
Несём мы проблеском спасенья,
В сугробах бед и наважденья
На угольки земного тленья
Не разменяй его, поэт!
***
Не мудрости Соломона,
Не славы себе прошу,
Дай Волей наполнить слово
Твоею, лишь Ей дышу.
Буди милость Твоя на нас,
Господи!