Откуда само слово «берег»? Конечно, от слова «беречь», «оберегать». С берега далеко видно, на берегу тебя хотя бы с двух-трех сторон защищает вода, на берегу не сожрет тебя мошка и комар, и не всякий зверь, хорошо себя чувствующий в тайге, также будет атаковать, как на берегу. Мы, ещё совсем молодыми студентами-первокурсниками поехали на археологические раскопки. Я не историк, археология была скорее, как хобби, и ещё нравился мне свободный творческий стиль общения в среде археологов. Копали мы на мысу Вычегды у села Лозым, там сейчас есть детский санаторий. Он стоит буквально впритык к месту, на котором до нас обнаружили, а мы уже просто копали жилище 12 века.
Тогда ещё не совсем было понятна датировка находок, но с этим специалисты разобрались очень быстро. Восемьсот-девятьсот лет назад здесь разыгралась таежная трагедия, которая не отражена и никогда не отразиться в летописях, но которая была видна и понятна по самому раскопу… Здесь держали оборону от кого-то муж с женой. Наверно, были у них и дети, а , может, и не было, но представлялась такая картина… Нижние венцы сруба пролежали восемьсот лет только потому, что они обгорели и лежали в полуглинистой- полупесчанной почве, быстро высыхаемой - мыс был на полной розе ветров. По всему периметру сруба, особенно с южной и западной сторон лежали наконечники стрел (сами стрелы сгнили давно). Их было много. Видимо, запершихся в избе, обстреливали долго – поджигали… Сгорела изба и наконечники просто осыпались по периметру.
В самой избе – в рамках её периметра, не просто много черепков – битая посуда могла быть и от времени, от давления самой земли, но и разрубленный кремневый тигель для литья (возможно, хозяин был кузнецом или «продвинутым» охотником с крепким хозяйством). А гнездо горна было просто разворочено и растаскано – глумились, искали, терзали все ,что не досталось или не имело для захватчиков смысла. Вряд ли обороняющиеся спаслись – густой обстрел был с таежной стороны, а с речной по повороту реки убегающие снова оказались бы на линии перехвата… Подобные картинки были не редкостью и на Йимынге – на Емве. В XI веке по Выми начинают разъезжать новгородские ушкуйники – это полуторговцы-полубандиты, которые видели порою, что деревенька мала, защититься мужики не могут (если они дома, а не в тайге),и шел грабеж. Интересовала, конечно, в первую очередь рухлядь. Рухлядью тогда называли пушнину. Она забиралась порою полными лодьями только за один топор , за два клинка… А если можно было и даром взять, то ушкуя могла и зарезать, могла перебить деревню – и старого, и малого. Но особых сведений о грабежах и насилии именно на Выми не встречается. Косвенно известно о грабежах на Мезени и Печоре, на Вычегде и Лузе… Похоже, что Емва была той трассой, на которой гадить было себе дороже – из Печоры ведь только по Ухтинскому волоку и выйдешь на Двину, а по волоку выходили на Вымь. (УХТА – в переводе с коми и есть волок. Вуктыл, Вухтым – однокоренные слова обозначающие волоки того времени. Волоки – это участки суши между реками, по которым лодки волокли из одной реки в другую). Скорее всего именно на Выми ушкуйники или получали отпор, или в случае преследования их, были догоняемы и биты. Рухлядь. Чем же ещё была интересна эта земля? До поры до времени больше ничем. За сто лет до первых ушкуйников, в 921- 922 годах секретарь багдадского халифа Ахмед Ибн-Фадлан (известный голивудский фильм "13-й воин" с Антонио Бандерасом в главной роли - это о нем) побывал с торговой миссией в Волжской Булгарии, которая ему показалась страной холодной и мрачной (Волжская Булгария – это территория современного Татарстана, Удмуртии, Мари-Эл). Но ещё он написал, что по рассказам, которые он слышал в странах полунощных «есть страна Вису, где темно и холодно, где реки скованы льдами, но там несметное число соболей и куниц». Многие историки считают, что речь идет о наших краях – землях Перми Вычегодской, Приуралье и даже Печоре.
Ещё на век раньше, в IX веке, на берегах Вычегды и возможно, в устье Йимвы побывал скандинав Ольмерт, который в докладе королю Альфреду рассказывал о землях Биармии… Правда, ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению – где границы той легендарной Биармии.