Вчера вечером посетил дискуссионный клуб ФСБ, от мероприятия остались очень странные какие-то впечатления. Если кто-то забыл, ФСБ – федерация свободных блогеров, основанная Львом spp_43 Саламатовым пару лет назад для публичной общественной дискуссии. Первоначально эта самая ФСБ представляла определенный интерес, и я даже посетил пару заседаний, но потом все превратилось во что-то малопонятное и в последствии окончательно зачахло. Теперь Лев снова возродил дискуссионный клуб и вчера пригласил меня и ряд блогеров в коворкинг-центр «Вход» поучаствовать в беседе.

В назначенный час собралось всего около 10 человек: оппозиционный политик Витя vitbramm Брамм, блогеры Павел pavelkekin Кекин и Юрий Басманов, основатель «Ночного патруля» Сергей skosolapoff Косолапов, журналист Евгений hunter_f Пятунин с коллегой из «ВН», три дамы во главе с alena_15 и ветеран местной либеральной демшизы некий господин Кощеев. Тема была заявлена такая:  Так чей же это город? Наш или их?. Сама тема, как я считаю, была сформулирована весьма абстрактно и расплывчато. Лев изначально исходил из понимания, что население города делится на плебеев и неких благородных граждан, которые верховодят всеми процессами и контролируют их. Но по сути дела – все это одни и те же люди, сити-менеджер Владимир Б., это не инопланетянин, а такой же человек, горожанин, поэтому отделять его от остальной группы жителей не совсем, на мой взгляд, верно. В общем «Они и «Мы» это просто части единого целого.

Очень много в дискуссии говорилось о гражданском обществе и инициативах отдельных жителей города. Лев и Витя неоднократно повторили мысль, что именно власть мешает местному обществу развиваться и не дает проявить инициативу. А тех, кто ее проявляет –  жестоко карает и всячески сдерживает. Здесь Лев привел в пример самого себя, рассказав, как летом в одиночку пытался помочь пострадавшему от наводнения Крымску, а власть его полностью игнорировала и не знала, что с ним, таким активным делать. На примере этого случая, главный наш ФСБшник утверждал, что власти народные инициативы не нужны, и они их всячески обходят стороной, игнорируют. В подтверждении невозможности гражданской инициативы привели имя Леонида Ковязина, который, по утверждениям части собравшихся, выразил свою активную гражданскую позицию и пострадал за нее. Тут я заметил, что все-таки позицию-то он выразил свою политическую, а не социальную, и это две больших разницы. Прежде чем менять верховную власть, неплохо было бы хотя бы прибраться у себя на улице или в подъезде, проявить низовые инициативы. У нас же почему-то принято сразу «бегать по верхам», отвергая «Теорию малых дел» как бестолковую. Хотя даже формальная логика подсказывает, что большие дела начинаются с малых. Но тут вместо конструктивного диалога со мной «вылез» экзальтированный господин Кощеев и начал с пеной у рта доказывать, что я человек недалекого ума и не понимаю всю преступность тиранического Путинского режима. На том и сошлись. То есть ни на чем.


Однако я искренне продолжал недоумевать над тезисом о том, что  власть только мешает этим самым гражданским инициативам жителей города. По-моему логичнее было бы поговорить о том, почему этих самых инициатив почти нет в  Кирове и большинство людей заражено вирусом безразличия и абсолютного пофигизма ко всему, что их непосредственно не касается. Очень много говорил и выступал Сергей Косолапов, который своим примером показывает, что обычные люди, которым не все равно, что творится вокруг, пытаются изменить ситуацию в нашем городе. Сергей рассказывал и про «Ночной патруль», про борьбу вокруг субсидий молодым мамам, про акции за трезвость в Демьяново и т.д. Интересно было послушать о его опыте взаимодействия с системой МВД,  как оказалось, достаточно костный аппарат этой структуры может и способен меняться, но намного активнее он это делает под прессингом и влиянием гражданских активистов. При этом необходимо отходить от безрассудного, безответственного патерналистского подхода с риторикой в стиле «ментам платят деньги, пусть  сами и  разбираются». Это не совсем правильно, потому, как эти самые менты тоже люди со своими проблемами и психологией, не зазорно, а даже необходимо им помогать. Тут Сергей привел в пример недавние ночные разборки с дагестанцами, когда мужчины из Ночного патруля не смотря на выполненную задачу остались поддержать работников ДПС, которым угрожали честолюбивые горцы.

Много говорилось о нашей местной власти, городской администрации и думе. Превалировало мнение, что со своей работой эти люди не справляются. Почему? Обозначилось два подхода:
1)      Брамм, Саламатов и раздухарившийся демагог Кощеев придерживались мнения, что власть абсолютно нелегитимна, не способна на эффективную деятельность и существующую систему нужно менять под корень, уничтожать.
2)      Косолапов же рассказал, что часто бывает в Казани и других городах, где муниципальная власть отлично справляется со своими обязанностями, и у жителей той же столицы Татарстана нет нареканий по уборке улиц.
Лично я согласен с Сергеем и вижу проблему в конкретных людях, исполнителях, чиновниках. Ведь в той же Казани в городской думе и администрации сидят не супергерои, а те же члены партии «Единая Россия», те же номенклатурщики, что и по всей России. Почему же татарским единоросам удается чистить улицы от снега быстро и эффективно, а местным нет? Значит дело не в их встроенности в сложившуюся систему власти, а в конкретных должностных и личных качествах. Дело в людях.

Безразличие чиновников, не способных личным примером вдохновить людей на благие дела, порождает такую же  прогрессирующую безинициативность простых горожан. Много говорилось о трусости жителей Кирова, которые боятся делать хоть что-то для своего города. Сергей Косолапов отметил, что именно страх является главным препятствием  на пути всех людей. В общем-то я с ним согласен, но главным злом считаю – полное, тотальное безразличие кировчан ко всему происходящему. Причем это безразличие идет еще и от скудости ума, не способного выстроить простую логическую конструкцию. Так, вот прямо сейчас большинство (уверен, абсолютное) не довольны действия городской администрации по очистке улиц и бесконечными пробками. Но уверен, что именно многие из недовольных получив на прошлых выборах 500 рублей проголосовали за тех управленцев, кто ныне не справляется со своими обязанностями. И здесь даже, в этом поступке, дело не в алчности, а именно в безразличии, полном пофигизме и отсутствии логики в поступках. Этих людям все равно кто будет управлять городом, а сами они делать ничего не собираются. Кроме, конечно, словоблудия и оголтелой критики.


Каких-то конкретных выводов из вчерашней дискуссии сделать сложно. По форме все это часто превращалось в балаган, где можно было перебивать выступавшего и кричать.  В частности на месте модератора я бы одернул господина Кощеева, который вел себя не сдержано и бузил раскрасневшись.  Вообще, это очень смешной такой персонаж, он рассказал пару историй о том, как, видя несправедливость на улицах города, подобно супермену, рвался на всех парах спасать несчастных и бил с правой в лицо злодеев. Правда, после этого его постоянно пытались поймать и осудить за самоуправство и излишне резную реакцию, но господин Кощеев раньше быстро бегал, и спасался от милиции, перепрыгивая через заборы. На основе такого богатого личного опыта этот самый Кощеев сделал вывод, что только хуком справа можно наставить некоторых граждан на путь истинный. А полицию звать не надо – себе дороже. На это, кстати, Косолапов заметил, что он готов переступить закон ради справедливости, да и в иных случаях это просто нельзя не сделать. Так, сложно удержатся от соблазна, не ударить какого-нибудь убегающего с места ДТП пьяного безумца. В этой связи Сергей заявил, что «Если надо дать в морду и это остановит беспредел вокруг нас - значит надо дать в морду».


В заключении расскажу, с чем я пришел на вчерашнее высокое заседание, все-таки меня просили провести исторические параллели с нашим вятским прошлым. История такая: был в начале XX в. Вятке такой городской голова Я. И. Поскребышев. С его именем связано появление городской электростанции, водопровода, телефонной станции, открытие городской бесплатной библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина, Вятского городского попечительства о бедных. Поскребышев всеми силами добивался строительства железной дороги, в конечном итоге соединившей Вятку с северной столицей – Санкт-Петербургом. Его вниманием были охвачены школы и больницы губернского центра. На заседании Думы поднимался вопрос о скорейшем замощении улиц. При нём был устроен бульвар на Николаевской улице. Поскребышев постоянно общался с людьми, шел на прямой контакт, во время первой русской революции лично ходил на переговоры с взбунтовавшимися вооруженные боевиками, засевшими в городской водокачке. Чиновник очень много сделал для города, под конец жизни силы совсем покинули его, и Поскребышев умер в состоянии безумия. Однако занятно то, что, не смотря на абсолютно прогрессивную деятельность Поскребышева для города, современные блогеры типа Льва Саламатова написали бы  про него «нелегитимный» и «антинародный». А все потому, что городского голову в начале XX в. избирало всего 3% населения Вятки, обладавшее определенным имущественным цензом. Однако эти самые 3% избрали городу такого управленца, который действовал в интересах остальных 97% простых вятских обывателей. Теперь же мы видим ровно обратную картину: 97% населения выбирают себе таких управленцев, которые действуют в интересах условных 3% местной элиты. Думаю, здесь есть о чем подумать…

Оригинал