Уважаемый Владимир Владимирович!
 
 
Немного о себе и о вас. Так получилось, что на заре вашего взлёта в «поднебесную политику» с должности директора ФСБ России приходили ко мне ваши ребята, задавали шокирующие лично для меня вопросы: а что я думаю, если Президентом России после Ельцина станет человек из органов? Да не в жизнь, естественно, отвечал я, тогдашний лидер республиканского «Яблока», и эти ребята уходили, наспех ставя галочку в графе против. Как только сейчас понимаю, Россию тогда проверяли «на вшивость».
 
 
Много лет с той поры прошло. Вы, как каток по асфальту, за эти годы сумели стать непререкаемым духовным лидером всех россиян. Ну, почти что всех. Большинства, по крайней мере.
 
 
Вполне возможно, и не как каток, а как человек, которого почему-то заждались. Видимо, были на то причины в эпоху того, кто, в конце концов, захотел сдать вам свои, практически монаршьи полномочия.  
 
 
Чуть о себе. Довольно уже не молодой журналист и политик, на склоне лет успевший полтора года, на флажке, поработать вроде бы как чиновником.
 
 
И, поверьте, Владимир Владимирович, все мои былые заслуги, а жители Сыктывкара это всё ещё хорошо помнят, позволяли мне, как говаривал один герой известного фильма про пустыню, достойно встретить старость! А что ещё надо?
 
 
Дальше – небольшая перемычка, если говорить уж совсем коротко. После «Яблока» и почти трёхлетней беспартийности по совету моего товарища, на то время мэра нашей столицы и руководителя республиканского отделения «Единой России» Романа Зенищева, я вступил в ряды той партии, у которой Вы тогда были лидером. Вступил сознательно. Было твёрдое убеждение, что под флагом правящей партии гораздо проще будет решать многочисленные проблемы моих избирателей, да и вообще всех, кто бы ко мне ни обратился за помощью.
 
 
И только сегодня мне дано судить о том, что было раньше и что происходит сейчас.
 
 
Да, помнится, три с небольшим года назад решать о том, кто дальше поведёт «птицу-тройку» северной республики, было поручено Дмитрию Медведеву, вашему, так сказать, промежуточному сменщику. Он почему-то предпочёл остановить свой выбор на, хотя и входящем на тот момент в медведевскую резервную сотню, но практически никому особо не известном Вячеславе Гайзере.
 
 
Владимир Владимирович, я уважаю ваш родной Ленинград-Санкт-Петербург. Много толковых людей и триста, и двести лет назад, и даже за последнее столетие вышли именно оттуда. Но, те, извините, что пришли за лет десять последнего времени в наши края, и те, кто им сегодня беспрекословно подчиняются, шаг за шагом, решение за решением, ведут нашу Коми республику к пропасти. Так называемым «питерцам», догадываюсь, совсем не интересно, что будет потом, когда они уйдут, с нашим северным краем. И что будет с теми, кто сейчас им активно и зачастую абсолютно бессмысленно, не осознавая конечный результат,  помогает в их, мягко будет сказано, сомнительной деятельности.
 
 
На должность председателя постоянной комиссии сыктывкарского совета по бюджету, налогам, экономическому развитию и городскому хозяйству я был избран моими коллегами-депутатами в апреле 2011 года, спустя месяц после завершившихся выборов. Решение было принято с большим трудом теми, от кого оно первоначально зависело (излишне самостоятелен, известен, бывший «яблочник»), и без особых сомнений голосующими за меня моими коллегами по совету (опять же известен, беспрерывный депутатский стаж на протяжении 17 лет, большой опыт работы в журналистике). Как показало моё полуторагодовое пребывание в чиновничьей среде, и те, и другие, скорее всего, грубо ошибались.
 
 
Сам не пойму, как и за счёт чего мне так долго удалось продержаться! Да и не важно это. Практически с первых же дней, недель, месяцев своей чиновничьей службы пришлось хорошо усвоить непререкаемую истину в стенах сыктывкарской мэрии: кто не с нами, тот против нас!
 
 
На смену уже упомянутого здесь Романа Зенищева, много делавшего для города мэра, наши глава и правительство республики отрядили, ну, если пользоваться терминологией эпохи Ивана Грозного, настоящего опричника - Ивана Поздеева. Для большей убедительности в том, что шило не меняется на мыло, Ивана Александровича, имеющего, как гласит народная молва, серьёзные корни в Канаде, оставили на республиканском уровне в должности министра без портфеля.  Для более тесной, так сказать, связи государства с местным самоуправлением.  
 
Собственно, уже нет никаких сомнений, что ради этих связей его временно и пересадили с республиканского уровня на городской. Отрабатывать столь виртуозную схему, в общем-то, незаконного слияния города и республики, местного самоуправления и государства, господин Поздеев стал чуть ли не с первого дня своего мэрства. Интересовали последнего преимущественно финансовые потоки городского бюджета и муниципальных унитарных предприятий.
 
То, что это будет продолжаться до бесконечности, я лично понял примерно с того же времени. Приведу всего лишь один эпизод, имевший место на самой заре моей новой работы. Как только мы избрались в марте 2011 года, стало известно, что городским депутатам нового созыва с подачи республиканского парламента существенно урезают выплаты за их деятельность. Да и Бога ради! На одном из первых заседаний вновь избранного совета мною было предложено заложенные в бюджет текущего года деньги на депутатскую деятельность, ставшие вдруг невостребованными, использовать для покупки автобусов для нужд школ и дошкольных учреждений. Эти транспортные средства на то время для них были крайне необходимы. Меня поддержали практически все депутаты. Вечером звонок от Ивана Поздеева – ты это чего со мной не советуешься!? Автобусы до сих пор не приобретены. Куда ушли «лишние депутатские деньги», одному Богу известно!
 
Мэр Поздеев и дальше продолжал вести себя примерно таким же образом. И ругались мы с ним практически постоянно. Мне, по крайней мере, позволяла это делать должность штатного председателя постоянной комиссии. Иногда Иван Александрович - и при свидетелях, и тет-а-тет - пытался меня приструнить: «Ты что, не понимаешь, что эти миллионы, которые мы сейчас забираем из города, завтра пойдут на избирательную кампанию Вячеслава Гайзера!?» Чуть менее откровенно, но так же понятливо он вёл себя и на заседаниях балансовой комиссии, членом которой я был по статусу и остаюсь до сих пор. Кто-то, как и я, там пытался сопротивляться: Иван Александрович, зачем освобождать городской Водоканал от перечислений в бюджет Сыктывкара, если они и так не знают, куда деньги девать? Ответ был как всегда один: так надо!
 
Особая тема, Владимир Владимирович, с нашим муниципальным предприятием Жилкомфонд. Вот это действительно была мечта любого органа местного самоуправления и самому управляться, и жить независимо от подачек сверху! Суды признали городскую собственность за трансформаторными подстанциями – не мне Вам объяснять, что это такое. Предшественник Поздеева Роман Зенищев всё это прекрасно понимал, создал специальную муниципальную структуру: делать практически ничего и не надо было, денежки сами текут в городскую казну!
 
Иван Поздеев, скорее всего, тоже прекрасно это понял. И всё сделал для того, чтобы «денежки» текли в неизвестном нам направлении. А подконтрольный ему город по многим направлениям оставался субъектом, которому катастрофически не хватало бюджетных средств.
 
Ещё многое чего, Владимир Владимирович, за полтора года моей работы пришлось выяснить. И ужаснуться при этом! Впрочем, для тех, кто всё это делает, мои «ужасы», догадываюсь, считаются привычной и мало что значащей мелочью!
Например, очень большие деньги, которые добыл в своё время из федерального бюджета не И.Поздеев, а его предшественник, в 2011 году были потрачены на ремонт дорог и дворовых территорий нашей столицы. Когда я стал разбираться с финансовой отчётностью, выяснилось, что в некоторых случаях деньги были проплачены, а собственно работы по уже подписанным сметам не выполнены. Когда отпираться было уже невозможно, мэр Сыктывкара Иван Поздеев при личной встрече со мной «рвал и метал»: пусть их посадят, я за них лично не отвечаю! Ой ли? Когда жульничество, связанное с ремонтом дорожного покрытия, стало вполне очевидным, необходимые работы, существующие только на бумаге, всё-таки выполнили. Пока неизвестно только, за чей счёт?
 
Прежде чем перейти к республиканскому уровню примерно таких же действий и событий, позволю себе ещё немного «потоптаться» на муниципальной уровне, но уже с чисто политической окраской. 
 
Вы, Владимир Владимирович, скорее всего, даже и не догадываетесь о том, что после строгого указания вашего предшественника Дмитрия Медведева в марте 2011 года убирать к чёртовой матери тех глав муниципальных образований, кто позволяет мухлевать в коммуналке с платежами, на должность главы МО ГО «Сыктывкар» был предложен Николай Викторович Курсаков, директор городского Водоканала, исключительно с помощью своей должности получавший через своего родственника, входящего в руководящий орган одной из управляющих компаний, 300 тысяч рублей в качестве дивидендов ежемесячно! Так, по крайней мере, писали газеты во время его избирательной кампании.
 
Дальше - ещё смешнее. Ровно год назад против господина Курсакова возбудили уголовное дело. Что-то там касалось кражи или увода по жульническим схемам почти 20 миллионов рублей.
 
Я могу Вас понять, господин Президент, почему до сих пор на свободе, хотя и уволен со своей должности, бывший министр обороны России Анатолий Сердюков. Но, простите, при чём здесь господин Курсаков? Вот уже почти год он работает высшим должностным лицом столицы субъекта Федерации, и никто толком и не знает: жулик он, в конце концов, или его просто оклеветали? Вот как Вы лично прикажите это воспринимать? Избирателям, которые за него проголосовали, депутатам совета, с которыми он общается чуть ли не ежедневно? Поверьте в то, что подобное обстоятельство абсолютно не красит ни наш город, ни нашу республику и, думаю, ни Вас лично!
 
С подачи Дмитрия Медведева нашей республикой вот уже три года руководит Вячеслав Гайзер. Тот самый, из медведевской же сотни. Кто-то, возможно, и поспорит со мной, но, право же, было бы лучше в то время начинать отчёт хотя бы с полусотни. Тогда бы, возможно, не было этих насквозь сомнительных схем с перекупкой сыктывкарских гостиниц и культурно-массовых учреждений в пользу некоего господина Зарубина, весьма близкого к сегодняшней республиканской власти, федеральные и республиканские СМИ не пестрели бы заметками о том, что угольные шахты Инты прежде настраиваются работать на какого-то влиятельного дядю, а уж потом, сколько там денег останется, и на государство.
 
И ещё один пример безнаказанной нравственности, если позволите, на посошок. Практически все перерабатывающие мощности столицы республики, как это вполне доказательно писалось в республиканских СМИ,работают сегодня на некий оффшор на Кипре. Предварительно, прошу заметить, выкупленные республикой за бюджетные деньги!  И делается это сегодня практически в открытую, без всякого страха перед судом, перед прокуратурой, перед Вами, в конце концов! Как-то не верится в то, что это и есть сегодня наш новый российский порядок!
 
Опять же - на посошок, но уже лично про себя. То, что на этой должности меня продержали так долго, это, по большому счёту, хорошо! Многое чего даже в условиях перманентной войны с мэрией Ивана Поздеева всё-таки удалось сделать. С пользой для тех, кто ко мне обращался за помощью. Убрали с должности, если хотя бы немного разбираться в нашем трудовом законодательстве и всех перипетиях местного самоуправления, довольно грубо. Да я, честно говоря, и не жалею особо об этом.
Но правду свою пытаюсь всё же отстоять в нашем российском суде. Поймите меня правильно, господин Президент! Важнее чести в наше время и в нашей стране ничего быть не может! А тех, кто это не хочет и не может понимать, уже ничем не проймёшь!
 
Сыктывкар
 
Опубликовано на сайте "Красного знамени"