Вчера в Кыргызстане, перед вылетом сидели в гостинице и разговаривали с местным националистом. Он, видимо, пришел нас переубедить. Долго говорили о роли супердержав в Центрально Азиатском регионе, о США, о России, о Китае, об Индии, об Иране, об Афганистане. Говорили о росте антиамериканских настроений в регионе. О военных базах России и США в регионе. В конце концов подошли к личности Путина. Он сказал, что есть очень распространенное мнение в Кыргызстане, что им нужен такой человек как Путин. Что России очень сильно повезло, что у них есть Путин. Он спросил мое мнение о Путине.
Я немного задумался, а дальше предложил ему следующий взгляд.
Есть страна, есть человек, который волею судеб оказался у руля этой страны. Он хочет сохранить страну, что бы не войти в историю человеком, в бытность власти которого развалилась крупнейшая держава мира. Вот и пытается этот человек самыми различными "скрепами", как он сам выражается, стянуть очень разную, очень неоднородную страну. Тут в ход идут и духовные скрепы, и экономические, и политические. Все идет в ход. Он довольно жёсток в своем стремлении. Это его технологии скрепление страны, и он такими их выбрал. Он понимает, что стране угрожают самые разные риски внутри: население, привыкшее за годы большевизма к социальной поддержке; бесшабашные и безответственные предприниматели; вечноголодные чиновники, довольно всеядные гражданские и политические лидеры; привыкшая к насилию правоохранительная система; не разборчивые и довольно мистифицированно-малограмотные религиозно активные группы населения; не думающие и падкие на националистическо-насильственные установки слои населения младшего и преклонного возраста. Он считает, что если вовремя не останавливать, довольно жесткими технологиями, любой из этих рисков, то риски могут реализоваться и разнести страну в щепки. А этого ни как не хочется. "Скреп" стягивающих страну мало, а рисков настолько много, что будущее выглядит очень угрожающим. Как будто в другие эпохи было по другому.
И казалось бы этого было достаточно для описания ситуации и личности Путина, которого так требуют себе кыргызы, но я не остановился на этом и продолжил.
Все так, это его особенность, он так мыслит, он так действует. Может даже действует в рамках некой исторической парадигмы неуклонно преследующей Россию с ее огромными территориями и бездонными богатствами. Но рядом с этим, вполне понятным и даже можно сказать фатальным, вырисовывается некая очень жестокая картина общекоммерческого состояния власти, когда каждый чиновник глядит на власть как на бизнес. Где личная выгода становится главным критерием успешности во всех уровнях власти, личная выгода становится мерилом политической карьеры, личная выгода - это условие существование армии и полиции. Личная выгода - это мерило всего, что тем или иным образом связано с властью. Представитель власти, который не разбогател на том или ином властном посту, воспринимается, как выродок. Добросовестный чиновник осваивающий бюджет в пользу общества до конца, а не присваивающий значительную его часть - это воспринимается как угроза властным структурам. От таких чиновников избавляются.
И эта культура, ее сложение, увы, напрямую связаны с личностью Путина. Потому что советская власть предложила другую более идеологизированную культура чиновника. Ельцин с его подходами к власти все еще оставался советским, а вот та культура власти, которую сегодня культивирует и поощряет Путин, сама по себе есть очень большой риск выпихивающий Россию на окраину цивилизации, в общий ряд стран самой дикой организации власти. И вот уже радикальная борьба Путина с предыдущими рисками ликвидирует последние скрепы, которые население хоть как-то начало вырабатывать против этой дикой, средневековой чиновничьей культуры современной России. И вот уже нет свободы слова, вот уже нет более менее сильных общественных организаций, нет более менее влиятельных политических партий, вот уже нет ни какой возможности выйти с публичной акцией перед властными структурами протестуя против воровства чиновников. Скрепа за скрепой осыпаются. А предлагаемые в замену правоохранительные скрепы вдруг неожиданно подчиняются общему чиновничьему правилу обязательного коммерциализирования, а предлагаемые в замен духовные скрепы тоже, увы, коммерциализируются.