Сейчас в кругах интеллектуальной молодежи популярен, если можно так сказать, частушечник Псой Короленко. Его последний шедевр "Полимпсэст". Это такая песня, в которой есть слова: "Культура - это полимпсэст. Один посрет - другой поест". Дальше перечисление философов, режисеров и психологов (Хайдеггер, Сёрль, Жене, Батай, Лакан, Делез, Гваттари, Деррид, Фассбиндер, Селина) вперемешку с матами в такой частушечном варианте. В общем есть над чем посмеяться и даже призадуматься.
Дело в том, что полимпсэст - это так называемая смытая или соскобленная книга из телячей кожи, на листы которой нанесли новый текст. Так делали, когда не хватало пергамента для записи новых текстов. Люди просто смывали старый текст и писали новый. Некоторые из этих смытых и соскобленных текстов удалось восстановить, что привело к обретению человечеством редких исторических документов.
Культура, с точки зрения Псоя Короленка, - это и есть полимпсэст. Т.е. это многослойная надпись на одном пергаменте, при сохранении разных слоев записей, а иногда и при гибели предыдущих слоев.
Вот тут-то мне и подумалось, что культура современной России - это гиперполимпсэст. Когда очередной владелец книги соскабливает предыдущий текст с пергамента и лепит свой. Православие налепило свои тексты на соскобленных язычников, западное просвещение соскоблило православие и нанесло свои строчки, а потом опять прошел смыв и опять поверх легло православие, а потом пришли большевики и опять скоблили и писали поверх, а потом пришла новая власть в России и опять скоблит души жителей России и опять строчку за строчкой лепит новую православную культуру. Все уже перепуталось, смешалось, уже ничего не возможно прочесть, но мы читаем этот полимпсэст и из всей этой каши формулируем какие-то смыслы, которые выдаем за культурный смысл современной России.
Россия - это полимпсэст..., а дальше по тексту...
Припев два раза!