Сегодня последний день семинара для молодежи Кыргзыстана по Правам Человека. Она из тем была "Правозащитники и политики". Обсуждали главное отличие правозащитника от политики. Андрей сказал, что политики регулируют интересы, а правозащитники защищают ценности. И ценность политиков именно в этой самой регулятивной функции, когда на властьпридержащего наваливаются со всех стороны носители разных интересов и требуют использовать государственный ресурс в интересах той или иной группы. Политик начинает эти интересы регулировать. Сделка, сделка, сделка. А потом результат регуляции выдается на гора как политическое решение.
При этом надо не забывать, что в основе интересов тех или иных групп населяющих эту страну лежат какие-то важные ценности. Например в основе интересов религиозных групп лежать ценности религиозные, в основе интересов коммерческих групп - ценности собственности, в основе этнических групп - национальные ценности. Все эти интересы сталкиваются и переплетаются. Ведь люди могут быть одновременно и коммерсантами и представителями некой веры, и представителями этнической группы.
В современном демократическом государстве давно поняли, что надо отделять носителей ценностей и интересов от политиков. Если политиков отделять от носителей ценностей и интересов, то политики тогда более эффективны. Политики тогда вырабатывают более взвешенные решения, с учетом максимального числа интересов. Получается, что политическое решение становится как бы объединяющим страну фактором. Как только политик начинает вязаться с ценностями и интересами, тут происходит катастрофа. Сложнее уже становится выработать объединяющий подход. Политик - как носитель ценности - это основная угроза демократии. Политик не регулирующий интересы, а двигающий одну ценность и один интерес - это чистой воды диктатор. Одна ценность и один интерес заставляют политика подавлять другие ценности и другие интересы.
Если ценность довольно значима, т.е. признается значительной частью населения, то может получиться так, что люди сами заставляют политика опасно сильно сблизиться с ценностями и интересами и отказаться от регулятивных функций.
Если закончить эту мысль, то получается, что диктаторы и сам диктаторский режим - это гибель политиков, как регуляторов различных интересов. Заявление, что политика - это грязное дело - это прямое убийство демократии и вытаскивание страны в диктатуру. Политики выполняют важнейшую функцию в государстве, они регулируют интересы. И следить надо за тем насколько политики удалены от конкретных интересов и конкретных ценностей.
Т.е. удаленность политиков от конкретных политических партий и коммерческих структур - это залог долговечности жизни данной политической системы.
Сюда надо еще добавить, что все носители ценностей, для лоббирования интересов своей группы, рано или поздно, начинают идти в политику и начинают играть в политические сделки и скоро теряют связь с ценностями. Если ценность важна, если очень важно ее сохранить и развить, то важно что бы часть носителей ценностей запретили себе строго на строго заходить в политику. Это залог сохранения ценностей. К стати с этим связана такая важная процедура, как испрашивание разрешение представителей церкви на вхождение во власть. И так же связаны запреты для некоторых священнослужителей на хождение во власть. Так же и например введение в некоторых странах прямого запрета на вхождение во власть людей коммерции. Потому что демократическая власть, где ведется регулирование интересов запросто может разрушить и религию и бизнес. Бизнес во многих странах предпочитает вводить во власть своих лоббистов, но не входить самим.
Тоже самое мы наблюдаем и в правозащите и в Гражданском обществе вообще. Гражданские активисты являются носителями определенных ценностей и продвигают определенные гуманистические интересы. Тоже самое, они, при вхождении во власть, теряют связь со своими ценностями и в сделках перестают быть гражданскими активистами. А значит, для сохранении ценностей, правозащитники должны всегда иметь очень значительную группу хранителей правозащитных и гражданских ценностей, которые никогда не должны идти во власть.