Гамлет – принц датский, сыгранный в Сыктывкаре*
Гамлет в сыктывкарском драмтеатре. Без футбольного поля, как в питерской Александринке (режиссёр В. Фокин). Без тулупов и колючей проволоки, как в московском МХАТе (режиссёр Ю. Бутусов). С другим (но таким же узнаваемым) мусором нашего бытия, из которого прорастает вечнозелёный вопрос разбуженного сознания: так, продолжать жить или не жить? «Быть или не Быть?» Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено, поэтому так актуально звучит гамлетовский выбор между болью бытия и сладким сном небытия уж более 400 лет со сценических площадок разных стран и времён.
На сыктывкарской сцене под звучание знаменитого монолога этот выбор Гамлету (А. Федоренко), лежащему в позе эмбриона, голому и беззащитному, помогает сделать призрак отца (О. Кублицкий), который будит сына к Жизни, Мести, Боли. И все мы дети Авеля. И все мы обречены на встречи с личным Каином. Убить сразу предателя мешает хорошее образование и воспитание, а разбудить совесть окаянного предателя не хватает духовных силёнок.
Гамлет (А. Федоренко) - сын предательски убитого короля - и Лаэрт (Д. Рассыхаев) – сын Полония (В. Градов), убитого Гамлетом, – выбирают очень разные способы мести. Гамлету важнее мучения совести убийцы отца, а Лаэрт выбирает незатейливое убийство врага отравленным клинком. Вот и получается, что всё благородство заключается только в выборе средств, а не целей. Тот же Клавдий (В. Кузьмин) был бы отличным королем. Он старается хорошо править государством: и слушает глас народа, и любит супругу, и уважает советников, а благополучные его граждане танцуют и поют, но… грязное средство - коварное предательство брата - губит не только его цель, но и всё королевство. Так всегда государства гибнут от грязных средств, провозглашая благие цели.
Анатолий Федоренко, сыгравший Гамлета, нервного, умного и благородного, держит практически весь спектакль на себе, работая честно, по Станиславскому, из своей крови и плоти выстраивая жизнь человеческого духа этой сложной роли. Его надо беречь – актёры у нас в Сыктывкаре ещё есть, а Гамлет только он один. Гертруда ( Г. Микова) – не только хорошая мать, но и роковая женщина-актриса, обладающая редким и несчастным даром всем нравиться. Тем более, что и сама актриса Галина Микова обладает сильнейшим магнетизмом. Она из тех актрис, которые, когда появляются на сцене, то зрители уже смотрят только на неё. Рядом с ней на сцене всем грозит участь раствориться в массовке.
Вообще, с экспериментами над бедным зрительским восприятием на сыктывкарской площадке сумели не переборщить, режиссёру О. Нагорничных хватило такта и вкуса, отойдя от банальных картонных замков, не перейти и той грани, когда оригинальность исполнения начинается портиться набором пошлости «чересчур и слишком». Движущиеся декорации в Сыктывкаре не напрягали и не отвлекали. Зрители не страдали от выморочной загадочности визуальных ребусов и в то же время не скучали от примитивных условностей. И музыка (Р. Магомедова) в спектакле не была простым оформлением, она помогала актёрам в зависших паузах, умно договаривала то, что не успели или не сумели передать словами, не навязчиво готовила зрителей для перехода из одной сцены в сцену.
Всё было комильфо, что очень важно именно для провинциального не избалованного театра, которому, наконец-то, повезло с меценатом. Деньги не испортили постановку Шекспира, а только помогли вырасти в спектакль. Отмечу, в достойный спектакль без ненужных дорогих излишеств и мутных измышлений.
И Сыктывкар можно поздравить с этой постановкой по вечной пьесе Шекспира. Поздравить с тем, что культурный слой в нашем городе достиг ватерлинии Гамлета. Команда постановщиков показала умение генерировать идеи, актёры - способность их сыграть, а зрители - понимать, что и зачем происходит в галактике по имени Гамлет.
*Данный отзыв прошу засчитать за букет цветов, который благодарная зрительница не успела купить перед спектаклем:)