Гамлет – принц датский, сыгранный в Сыктывкаре*

 

Гамлет в сыктывкарском драмтеатре.  Без  футбольного поля, как в питерской Александринке (режиссёр В. Фокин). Без тулупов и  колючей проволоки, как в московском МХАТе (режиссёр Ю. Бутусов).  С другим (но таким же узнаваемым)   мусором  нашего бытия, из которого прорастает  вечнозелёный  вопрос  разбуженного сознания:   так, продолжать жить  или не жить?  «Быть  или не Быть?» Однозначного ответа  на этот вопрос до сих пор не найдено, поэтому так актуально звучит  гамлетовский выбор между  болью  бытия  и    сладким сном  небытия уж более 400 лет со сценических площадок разных стран и времён.   

 

На сыктывкарской сцене под звучание знаменитого  монолога  этот выбор  Гамлету (А. Федоренко), лежащему   в позе эмбриона, голому  и беззащитному,  помогает сделать призрак  отца (О. Кублицкий),   который будит сына  к Жизни, Мести, Боли. И все мы дети Авеля. И все мы  обречены на  встречи с личным   Каином. Убить сразу предателя мешает  хорошее образование и воспитание, а разбудить совесть окаянного предателя не хватает духовных силёнок.

 

 Гамлет (А. Федоренко)  - сын предательски убитого короля -  и Лаэрт (Д. Рассыхаев)  – сын Полония (В. Градов), убитого Гамлетом,  – выбирают очень разные способы мести.  Гамлету важнее  мучения  совести убийцы отца,  а Лаэрт выбирает незатейливое убийство врага отравленным клинком.   Вот и получается, что всё благородство заключается только в выборе  средств, а не целей. Тот же Клавдий (В. Кузьмин)  был бы отличным королем. Он старается хорошо править государством: и слушает глас народа, и любит супругу,  и уважает  советников, а благополучные его граждане танцуют и поют, но…  грязное средство -  коварное предательство брата -  губит не только его цель, но и всё королевство.  Так  всегда  государства  гибнут от грязных средств, провозглашая благие цели.

 

Анатолий  Федоренко, сыгравший Гамлета, нервного, умного и благородного,  держит практически весь спектакль на себе, работая честно, по Станиславскому,   из своей крови и плоти выстраивая жизнь человеческого духа этой сложной роли.  Его надо беречь – актёры у нас в Сыктывкаре  ещё есть, а Гамлет только он один. Гертруда ( Г. Микова) – не только хорошая мать, но и роковая женщина-актриса, обладающая редким и несчастным даром всем нравиться.  Тем более, что и сама актриса  Галина Микова  обладает сильнейшим  магнетизмом. Она  из тех актрис, которые, когда появляются на сцене, то  зрители уже смотрят только на неё.  Рядом с ней на сцене всем грозит участь раствориться в  массовке.

 

Вообще,  с   экспериментами  над бедным зрительским восприятием на  сыктывкарской площадке сумели не переборщить,   режиссёру   О. Нагорничных  хватило такта и вкуса,  отойдя  от банальных картонных  замков, не перейти  и той  грани, когда оригинальность исполнения начинается портиться   набором  пошлости «чересчур и  слишком».  Движущиеся декорации   в Сыктывкаре   не напрягали и не отвлекали.  Зрители не страдали  от выморочной  загадочности визуальных ребусов и в то же время не скучали от примитивных условностей.    И музыка (Р. Магомедова)  в спектакле не была простым оформлением, она помогала актёрам в зависших паузах, умно договаривала то, что не успели или не сумели  передать словами, не навязчиво готовила зрителей для перехода из одной сцены в сцену.    

 

Всё было комильфо, что очень важно именно для провинциального не избалованного   театра, которому, наконец-то,  повезло с  меценатом. Деньги не испортили постановку Шекспира,  а только помогли  вырасти в  спектакль. Отмечу, в достойный спектакль без ненужных дорогих излишеств и мутных измышлений.

 

И Сыктывкар можно поздравить с этой постановкой по  вечной пьесе Шекспира. Поздравить с тем, что культурный слой в нашем городе  достиг ватерлинии Гамлета.  Команда постановщиков показала умение  генерировать идеи, актёры - способность   их сыграть, а зрители  -  понимать, что и зачем происходит в галактике по имени Гамлет.

 

*Данный отзыв прошу засчитать за букет цветов, который  благодарная зрительница не успела купить перед спектаклем:)