«Слыхал? – кричит через весь автобусный салон один досужий пенсионер другому. – Депутаты вчера предложили закон, чтобы каждая женщина до двадцати лет была обязана родить ребёнка!». «А если она не захочет?», – резонно вмешивается в монолог сторонняя, – но тоже, безусловно, досужая – пенсионерка. «А если она не захочет, – обрывает назревающую дискуссию кондуктор, за смену опухшая от их досужей болтовни, – то зачатие проведут судебные приставы-исполнители. Со взиманием 7% исполнительского сбора».
Помнится, в скучные и вялые (а иначе их сегодня называть, оказывается, не велено) шаклеинские годы мне пару раз доводилось цитировать в своих колонках некоторые положения разработанного в Сером доме плана мероприятий по повышению рождаемости в Кировской области. И меня тогда ещё, врать не буду, поразила его почти космическая всеохватность. Вы бы, наверное, и связи-то не усмотрели, к примеру, между процедурами совокупления и оказания первой помощи при ликвидации последствий ДТП. А наше правительство, шутка ли сказать, аж целый научно-методический центр создало под эту деликатную, но крайне актуальную – в условиях острой нехватки жилья для молодых семей – тему. Или, скажем, отделение для реабилитации пациентов, перенёсших инсульт – кому сегодня на ум придёт, что оно может быть как-то связано с активизацией деторождения? А ведь коснись дело не второго ребёнка, как сегодня за маткапитал, и не третьего, как сегодня за земельный участок, а седьмого или, там, одиннадцатого, как оно было предусмотрено тогда в плане мероприятий, – и без такого отделения работящему мужику уже ни в какую.
И, кстати, я бы не сказал, что нынешние – весёлые и бодрые, надо полагать, – времена чем-то отличаются в плане повышения рождаемости от вялых и скучных именно в положительную сторону. По крайней мере, расчёт на то, что энергичные управленцы, ещё не миновавшие в большинстве своём границу пятого пубертатного периода, внесут в эту тему некую свежую, не поймите меня превратно, струю, явно не оправдался. Хуже того: если старцы шаклеинского призыва, пусть неуклюже, но всё-таки пытались разнообразить репродуктивную деятельность вверенного им населения, взявшись, к примеру, за внедрение опыта работы школы деревни Люй, то их сменщики, увы, ничего более оригинального, чем борьба с патернализмом, кировчанкам так и не предложили. За сим, наверное, и навевают неуёмную зевоту нынешние планы демографических мероприятий, на вроде обнародованного на днях в Уржумском районе: «организация работы межведомственных подразделений по улучшению демографической ситуации», «отслеживание миграционных процессов», «создание условий для улучшения состояния»… Тьфу. Лучше уж и впрямь бы пришёл судебный пристав – пусть даже со взиманием исполнительского сбора.