Сколько раз я слышал от разных людей рассказы о том, что их обманули, что их предали. Только вот интонация в этих рассказах абсолютно разная была. Одни говорили, что есть на свете мерзавцы, которые их обманули, и как таких людей земля носит. Что есть предатели и они очень не хорошие, потому что предали веру другого человека. Другие же говорят о том, что попались по собственной глупости на обман и что надо было быть более ответственным и не вестись на то, от чего за километр разило обманом и ложью.


Две позиции, но какие они разные. Позиция слабого и безответственного человека - меня обманули, я жертва, меня надо пожалеть. Позиция сильного человека - я дал себя обмануть, я позволил себя водить за нос.


От первой позиции несет за версту очень отвратительной установкой на то, что вокруг меня лжецы, и никому верить нельзя. А я сам здесь ни при чем. А завтра я опять доверюсь очередному лжецу и опять меня бедного обманут. Или еще более веселая установка - меня обманывают, я никому не верю, все кругом лжецы и верить никому нельзя, Я хороший, а мир весь такой мерзкий.


От второй позиции веет желанием не быть слабым, не быть лохом и нести ответственность за то какой мир кругом.


Дело в том, что в политике первая позиция - это позиция революционеров и анархистов. "Мы ведь должны в кого-то верить". Нас опять обманут, а мы обязаны искать себе очередное идолище в которое поверим. Или анархистское "не верю никому, любая власть плоха".

Вторая позиция в политике - это такой сутяжник, такой вечный критик, вечный недовольный и требующий и от других и от себя высокой ответственности за происходящее вокруг.


Когда-то я очень верил в предательство, в то, что можно обмануть и подвести. А сейчас мне скорее близки некоторые менеджерские установки, что дело не в плохом персонале и не в плохих партнерах, а в том, что вы просто не учли трансакционные издержки. Или как еще любят повторять некоторые менеджеры - "не учли все риски".


Пушкин это выразил еще проще:

"Ах, обмануть того нетрудно, кто сам обманываться рад".