Позавчера закончили полностью семинар на Кавказе.


В этот же день нас пригласили несколько местных общественных организаций в Нальчике. Разговор получился за жизнь. У них одна самая большая проблема - терроризм и как с ним справиться. Все в восторге от Кадырова в Чечне. Все хотят себе такого правителя. Подарили мне "Белую книгу террора" полу-пропагандистское, полу-информативное издание. А еще после его прочтения начинаешь просто ненавидеть тех, кто убивает мирных жителей. Много поминальных статей. Есть интересные аналитические статьи, есть откровенная глупость. Многое взято просто из интернета. Больше всего меня удивили списки запрещенных экстремистских изданий вставленные в книгу. Интересно зачем это надо. Тем более что список уже устарел. А люди теперь, зная этот список, начнут искать еще эти издания. Расходились ночью. В Нальчике дождь.


Потом еще полночи сидели в номере и разговаривали с нашим местным другом об истории кабардинцев. Я выяснил, что кабардинцы и черкесы - это, практически один народ, а балкарцы и карачаевцы - это другой народ. Почему их так большевики распихали и разбили в 20-е годы 20 века по разным регионам - не совсем понятно. Балкарцев и карачаевцев в 1944 году выселили, а кабардинцев и черкесов не тронули.


Долго обсуждали Нартский эпос. Я слышал о нем от осетин, а оказалось, что этот эпос и у кабардинцев есть, только там другой герой действует, вернее герой с другим именем. А еще этот же эпос есть у ингушей. Долго говорили о разных мифологических сюжетах и разных мифологических героях. От греческого Одиссея до скандинавского Локи.


Утром следующего дня жуткий туман. Нас с Андреем позвали в университет  на встречу со студентами-историками и со студентами-режиссерами. В зал набралось 40 человек. Беседовали полтора часа. Разговор был об ответственности и безответственности. Опять студенты и преподаватели подняли тему ваххабизма и терроризма. Ребятам хочется знать, как это можно победить и как это можно преодолеть. Долго дискутировали и сошлись на том, что единственный способ - это не искать простых ответов. Простые ответы, по мысли Андрея Юрова, это и есть фундаментализм. Как только мы приходим к простым ответам - начинается террор и фундаментализм разного разлива.


Так же сильной получилась беседа про образование и что такое настоящий университет, кто создает университет студенты или преподаватели. Ребята сильно погрустнели в конце беседы. Уж больно много мы от них хотим, что бы они быстрее взрослели и брали всю ответственность за происходящее на себя, что бы думали над сложным миром, что бы искали сложные ответы.

Закончили, и нас обступили студенты и преподаватели. В беседе узнали, что у них режиссерский курс в университете ведет Александр Сокуров. Вот так, ни много, ни мало. На улице сильный туман.


Наш самолет так и не вылетел. Мы поехали в Минводы и оттуда улетели в Москву. По дороге в Минводы видели очень красивое природное явление, когда на деревьях застыла снежная буря. Это когда ветки деревьев покрыты снежным налетом, который как бы налеплен вертикально и только с одной стороны. Красиво получается.