Виктор Дауров, Русская народная линия
16.02.2013
Отклик на статью о.Александра Зайцева «О врачебной системе Ксении Кравченко» …
Фраза эта, между тем, хороша тем (так мне казалось и кажется до сих пор), что под нее можно подверстать всю нашу современную жизнь, начиная от политики и кончая работой городских служб коммунального хозяйства. Выехал тут раз на машине - как раз снегопады прошли - весь город завален: две аварии на перекрестке (без жертв, но работы рихтовщикам хватит)... «Вот! - сказал я себе. - Тот самый случай»: денег на дополнительную уборочную технику никогда не было и не будет (зато на надстройку третьего этажа «мэрии» где-то ж сыскались), пятнадцатисуточников привлекать к общественно-полезным работам теперь нельзя - нарушения прав человека (зато смотреть в КПЗ телевизор - сколько угодно). Старшеклассников убраться хотя бы перед входом в школу, как это дело в свое время мы, тоже уже не заставишь - нарушения прав ребенка. У всех - поголовно - права! Съехал юзом в снежный кювет, как было со мной в Новый Год, тут же машина с мигалкой - «Ваши права!» - «А ваши?»... Так и живем.
Никто не хотел напрягаться.
Но вот прошли святки. Крещенский сочельник. Крещенье... Наступили серые будни. А фраза так и осталась. Зависла. Как легкий навязчивый бред. Как отзвук забытой мелодии: «Плям-пим, пи-лим», «плям-пим, пи-лим» - «Никто не хотел напрягаться»...
Тут недавно зашел на РНЛ, пробежался по заголовкам... «О! А это уже интересно» - статья под названием «О врачебной системе Ксении Кравченко»... Неприятно, правда, кольнуло: «Фу! Что за чушь? Что еще за система такая? Кто автор?». Поднимаю глаза - священник. Ах, простите великодушно. Не сразу заметил. Александр, стало быть, Зайцев. Рад познакомиться. Со священными лицами спорить вообще-то накладно... С Александром еще б я поспорил, а коль уж священник... Ну, ладно... Читаем... Посмотрим...
Так-так-так... Так-так-так... Глаз у меня, честно признаться, наметанный, всю свою сознательную жизнь проработал с текстами - своими, чужими, научными, архивными, житийными, летописными... Вплоть до пенсии. «Блох» отлавливать научился... Простите за жаргонизм, так у нас на профессиональном языке журналистов-редакторов называются всякого рода ляпсусы... Снова простите, я имел в виду неудачные или не очень удачные, или скажем мягче, сомнительные, с точки зрения стилистики, живого русского языка, логики, простого здравого смысла строчки, места, слова... короче, неточности.
Ну, к примеру. Допустим. Автор пишет:
«Сразу скажем, что методы и идеология Кравченко к идеям глубокочтимого сщмч.Серафима не имеют никакого отношения. Более того, большой грех прикрывать самочинные и непрофессиональные выкладки именем святого мученика».
А я, как читатель, тем более бывший главред, имею право спросить: а почему это вы так решили? Что значит, не имеют? Где основания, доказательства?.. Накрахмаленный епитрахиль, нагрудный крест, поднятый в благословляющем жесте, широкая белозубая улыбка - это еще не доказательство. Вы покажите. Хотя бы на двух-трех примерах. Вот де глубокочтимый мною сщмм. Серафим говорил то и то. А вот она там: то-то и то. Небо и земля! Я хорошо изучил все его труды, в том числе медицинские, опубликованные и неопубликованные, и отвечаю за свои слова. Так нет же. Этого - нет. Далее - точка, и все. Приговор, без суда и следствия, вынесен. Обжалованию не подлежит.
Нет, конечно. Так не годится. Это ведь важно. В данном контексте. Самочинная это система, та, которую вы приписали практикующему врачу Ксении Кравченко и назвали «врачебной» или все же одна и та же система, разработанная глубоко образованным человеком своего времени, митрополитом Серафимом Чичаговым, получившим два высших диплома (второй медицинский), и успешно апробированная им на «20 000» пациентах, а Ксения Павловна Кравченко является всего лишь продолжателем и исследователем этой системы (как и значится в ее видео-лекциях, в титрах).
Это архи как важно. Поймите. От этого зависит правомочность, искренность и незыблемость всех ваших дальнейшие рассуждения. Ибо (сказано):
«Всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение великое» (Матф. 7, 26-27).
А то что ж получается? Никто не хотел напрягаться?
Я понимаю, уважаемый батюшка, вам не совсем с руки замахиваться на святителя (в правой вы, очевидно, держите крест), поэтому вы поспешили расправиться с практикующим врачом Ксенией Кравченко, объявив ее сразу и в большом грехе и профнепригодности (у вас какое профессиональное образование, простите?) - за то только, что она, на ваш взгляд, всего лишь прикрывается именем святого мученика. А на самом деле творит самочиние - еще одно обвинение. Не слабое, надо сказать, наряду с остальными.
А как же (опять же) насчет «Не суди да не судим будешь...»? Или (рядом): «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего (сестры, в данном случае, в лоне одной РПЦ), а бревна в твоем не чувствуешь? (Матф. 7, 1-3)» Или для простых мирян у нас теперь одно Евангелие, а для клира другое?..
Но давайте послушаем вместе (почитаем) слова самого сщмч. Серафима Чичагова (для этого надо, правда, напрячься):
«Милостивые государыни и государи! Ныне по воле Всевышнего настал час, когда я, наконец, возвышу свой голос в защиту истины, проводимой мной в жизнь. До сих пор я поневоле должен был молчать и выслушивать нарекания, находя это в порядке вещей.Конечно, я не был первым и не буду последним, перенесшим такую участь, как автор новой системы лечения. Мне необходимо было выждать, потерпеть, пока мое лечение проникнет в жизнь и приобретет сторонников, глубоко убежденных в моей правоте...»
Остановимся здесь на минутку. Митрополит признает, что ему приходится выслушивать нарекания» (точно так же, как их приходится сейчас выслушивать Ксении Кравченко и ее сторонникам) и смиренномудро «находит это в порядке вещей». Новое всегда с трудом пробивает себе дорогу. Это понятно.
«...Конечно, я не был первым и не буду последним, перенесшим такую участь, как автор новой системы лечения».
Здесь священномученик второй раз нам сообщает, кто является автором данной системы. Какой? Да той же самой, единой и нераздельной, продолжателем и исследователем которой является практикующий врач Ксения Павловна Кравченко и которая ныне так и называется, по имени святителя: Система оздоровления Сщнм. Серафима Чичагова. И никакого другого названия у нее нет, не надо выдумывать. Иначе, это уже отсебятина. Простите опять же за термин.
Сщмч. Серафим продолжает: «...Время взяло свое. Теперь я в ином положении. Окруженный тысячами людей, испытавшими на себе мой метод лечения, я ныне очень легко могу объяснить мою систему, которую весьма немногие могли уразуметь несколько лет тому назад. Опыт будет руководителем моих собеседников. И если представлялись ранее затруднения в понимании этой системы, то отнюдь не потому, что она трудна или сложна, но лишь оттого, что она чересчур проста. Истина всегда проста и не может быть иной...».
Вот! Вот что многих смущало и смущает теперь - чрезмерная простота системы.
В чем же простота, а вместе с ней и новизна системы сщмч. Серафима?
«Отец Серафим считал, что вообще нет лекарств для лечения болезни. Лекарства имеют значение симптоматического пособия, то есть такого, которое «устраняет более выдающиеся или более тяжелые припадки болезни, не изменяя ее естественного хода»...» - пишет во водном тексте к системе Ксения Павловна Кравченко. - «Владыка рассматривал болезни независимо от поражаемого органа и, принимая их формы, обращал внимание на общее состояние: на ход и развитие, а главное - на окончание болезни. «Кровь служит для питания всех частей тела, и есть источник животной теплоты, причина здоровья и хорошего цвета тела. Здоровье зависит от равномерного смешения веществ и от гармонии присущих..., ибо тело составляет круг, в котором, следовательно, нет ни начала, ни конца. И каждая часть тесно связана с остальными ее частями».
И далее (продолжает Ксения Кравченко): «...Любая проблема человека (и это уже главный принцип системы Серафима Чичагова) лежит в нарушении кровообращения и качества крови. «Болезнь есть нарушение обмена веществ или равновесия в организме, то есть нарушение правильности кровообращения вследствие болезненного состояния крови».
О чем же говорит практикующий врач Ксения Кравченко? Разве не о том же самом, что и сщмч. Серафим, только другими словами? Владыка Серафим изъясняется на высокоштильном, несколько архаичном языке своего времени - конца девятнадцатого - начала двадцатого: «ибо тело составляет круг, в котором, следовательно, нет ни начала, ни конца. И каждая часть тесно связана с остальными ее частями». Ксения Кравченко лишь «переводит» нам его «идеи» на общедоступные для среднего человека нашего времени слова и термины: «Организм человека - единое целое, у него очень много органов, которые работают не хаотически. Все они подчинены определенным правилам, называющимся безусловные рефлексы».
Владыка Серафим: «От возможности улучшения свойств крови будет зависеть восстановление самочувствия больного и устранение органических расстройств... Удаление болезненных и отживших частиц организма из крови будет, конечно, в зависимости от исправности кровообращения и отправлений и улучшения свойства крови - от нарастания новых соков с помощью нормального пищеварения».
Ксения Кравченко лишь подчеркивает: «Это основная мысль Серафима Чичагова, его принцип. Нарушение системы обращения и качества крови - главная причина медицинских проблем».
И дальше объясняет нам, простым смертным, не имеющим в большинстве своем специального медицинского образования: как работают отдельные органы «единого целого», как они связаны между собой, как функционирует щитовидная железа, как она влияет на работу печени, поджелудочной железы, как та, в свою очередь влияет на работу желудка и - в обратном порядке, «ибо тело составляет круг, в котором, следовательно, нет ни начала, ни конца». С выкладкой цветных иллюстраций, которые есть в любом учебнике анатомии (у меня он имеется, все в точности так, я проверял: щитовидная железа, правая, левая; пищевод, за ним следует желудок, поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка, толстая кишка - ничего не перепутано). Никакой абсолютно крамолы. Все это мы проходили еще в средней школе, на уроке анатомии, да только основательно подзабыли. Спасибо Ксении Павловне Кравченко, что напомнила.
Трудно заподозрить священника А.Зайцева, автора публикации о некой «Врачебной системе Ксении Кравченко» в том, что он вовсе не читал вводного текста к «Системе оздоровления по Серафиму Чичагова», с обширными цитатами из работ самого Серафима Чичагова. А если читал, то почему же не провел хотя бы беглого сравнительного анализа «методов и идеологии Кравченко» и «идей глубокочтимого сщмч. Серафима», в подкреплении своего основополагающего тезиса о том, что одно к другому «не имеет никакого отношения»? А потому и не провел, что очень даже имеет, а всю дальнейшую словесную конструкцию просто не на чем было бы полагать. Она бы рухнула изначальна.
Она и рушится с первых же строк:
«Врачи, биологи и физиологи в ужасе от измышлений Кравченко».
Какие конкретно врачи (огласите весь список, пожалуйста)? Причем тут биологи? За червей, что ли, стало обидно?
«И вот «исцелённые и освобождённые» уже несут Кравченко в подарок своих исторгнутых червей и гадов, счастливые и довольные (и ведь не стыдно!), а она их выставляет в банках напоказ». По священнику Александру Зайцеву, все они должны были бы рыдать от досады, что избавились от глистов-паразитов. А носить по утрам, в подарок, в лаборатории поликлиник свою мочу и кал в банках - не стыдно?..
Хотелось бы знать также, в каких единицах измерения определяется весь этот «ужас»? В джоулях, герцах, килокалориях?.. Патетика, патетика... На уровне нервной столичной дамочки, впервые увидевшей пчел.
Моя родная тетя, например, по матери, врач-педиатр на пенсии, мать моей двоюродной сестры-матушки, супруги благочиного протоиерея о. Г., ни в какой ужас не приходила, когда узнала (по телефону), что я увлекся системой оздоровления «по Чичагову».
«Да мы это знали всё, Витя, знали, да только в систему не связывали. Я, например, никогда позже семи не ем, и то если кашку с чайком, да и всё. И то, что надо есть понемногу. Ты вспомни, об этом же еще хирург Амосов писал в своем романе «Сердце на ладони». И то, что у всех йододефицит - и это я знала...» - «А чего же не говорили?» - «Да как же не говорила... Все говорила... Да вы разве слушаете! Это ты сейчас, выйдя на пенсию, озаботился о своем здоровье. А пока был молодым, много ли думал?.. Но ты молодец. Все равно молодец! У тебя даже голос вон изменился. Я еле узнала. Бодрый какой-то, напористый стал. На сколько, говоришь, похудел, на двадцать килограмм?.. Ну, поздравляю. А наш отче Г. всё никак из сотни выкарабкаться не может, как не старается... Как приедет после трапезной, только и отдувается: «Фу! - говорит. Но вот, опять, обкормили... Знал бы не пошел. Да как же откажешь? Матушка игуменья всегда такая добрая, хлебосольная, а на столе-то все свое, монастырское, натуральное...»...
Тетушка моя, кстати говоря, сама большой молодец. Медик-педиатр, с высшим, разумеется, образованием, глубоко православный человек, она лет с сорока, насколько я помню, лечит сама себя с помощью как раз тех самых альтернативных медицинских методик, о которых с таким сарказмом отзывается священник А.Зайцев.
«Беда в том, что такого рода методики (вспомните, их было пруд пруди, особенно в 90-х, - всевозможные системы очищения и т.п.) имеют сектантский привкус».
О. Александр по молодости, очевидно, не знает, что они были уже и в семидесятые и восьмидесятые, и чем плохи, или, скажем, хуже системы очищения от системы загрязнения, которому мы постоянного подвергаем свой организм, мне непонятно? И что сектантского, например, в сыро-сокояедении, которое до сих пор практикует тетушка, в свои семьдесят пять? Жива, здорова, все зубы на месте, чего и нам всем желает. Отче Г. мне как-то сказал: «Кто? Тетя-то?.. Да она нас всех переживет».
Ну, дальше вообще вся конструкции едет:
«Вообще, солью и йодом, да голоданием после 18-00 изживаются все болезни», - якобы, проповедует, по отцу Александру, Ксения Кравченко.
Да не проповедовала она нигде так, именно такими словами, достаточно посмотреть текст. «Не говорите глупостей!» - как сказали бы мои внучки, незнамо каких уж там насмотревшись мультиков. Не самый достойный, в самом деле, прием оглуплять оппонента, дабы самому на его фоне выглядеть умным.
Но тут вот какая характерная еще проговорка: для священника Александра Зайцева, оказывается, воздержание в приеме пищи после 18-00 - уже голодание! А после 20-00 - уже не голодание?.. Да-а! Два часа пытки!.. А как же бедные афониты (афонские монахи), а вместе с ними и паломники, последний раз садятся за трапезный стол как раз в этих самых пределах, в районе 18-00 по светскому (афинскому) времени, сразу же после краткого повечерия? И ничего - все в норме. Мало того, по последним исследованиям греческих медиков - самая здоровая часть населения Греции: они и живут все намного дольше и всеми самыми популярными в миру болезнями страдают в десятки раз реже. И как-то умудряются совмещать физическое здоровье еще и с духовным.
Но вольному воля, как у нас на Руси говорили, а спасенному рай. Хочется кушать после 18-00 - кушайте на здоровье. Никто никого не неволит. Рекомендации Ксении Кравченко отнюдь не носят какого-то всероссийско-вселенско-церковного характера, а обращены, прежде всего, к людям обремененными недугами и страждущим исцеления. У нее и цикл лекций так называется - «Будьте здоровы». То есть: хотите быть здоровым - будьте! Не хотите - не будьте.
Но нашему автору почему-то милее примеры обратного свойства. Вот де, скажем «Прп. Амвросий Оптинский болел всю жизнь, старец Паисий Афонский умер от рака. Кто упрекнет их в неправедной жизни?»
А сотни и сотни других святых и подвижников, умерших «тихо» и собственной смертью?.. Исключение из правила только подтверждает общее правило. Как легко рассуждать о «пользе и необходимости» для души болезней, будучи сам молодым и пока что здоровым.. Я знаю средних лет батюшку, который перенеся тяжелейшую болезнь, однажды признался: «Так тяжело, такая адская боль, что даже молиться не было сил».
Мой отец, в возрасте пятидесяти семи лет, умер от рака желудка. Как бывший офицер запаса похоронен под пятиконечной звездой. Его брат, младше его на два года, жив до сих пор (92 г.). Мать я успел окрестить и худо ли бедно воцерковить в 60 лет. Умерла в 84 г., захоронена под крестом. Пожил бы отец, и его бы, возможно, успел. Лежа в онкологии он мне рассказывал, как им там в отделении «обреченных», так сказать, под занавес, демонстрировали какой-то полусекретный фильм про то, как и что приводит к раку желудка: горячая, помню, (сильно нагретая) пища - раз, копчености - два, злоупотребление консервами - три... А отец как раз последние годы, купив себе лодку-моторку и увлекшись рыбалкой, целыми летними днями пропадал на лодочной станции, часто питался китайской тушенкой (не ей ли он подсадил свой желудок?). Нет бы вовремя показать этот фильм широко по центральному телевидению или перед просмотрами художественных лент в кинотеатрах. Никому даже в голову не пришло. Что вы, зачем же пугать здоровый народ, отвлекать от великих свершений? А дочь, в результате, так и не застала в живых своего деда. А могли бы застать и внучки, мои - дядя-то жив до сих пор.
Ну, и кому, какая от этого польза?..
Болезнь прп. Амвросия Оптинского, кстати, если внимательно читать его житие, бала ему ниспослана свыше, как Божья милость, дабы смирить в нем остатки светской гордыни и отвратить от его природной нерешительности в следовании выбранного пути. Болезнь, безусловно, имела для него провиденциальное значение. Она укротила его характер, предохранила от развития в нем самомнения и заставила глубже войти в себя. Да, он говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!». Так ведь монаху - не всем. И то это он говорил, исходя из своего собственного опыта, своего личного строя души. Кому полезно, а кому - и не очень. Прп. Серафим Саровский, например, ничем таким не болел, но зато смирял себя, стоя месяцами на коленях на камне, молясь, и питаясь исключительно снытью. Симеон Столпник - стоя на столпе. Силуан Афонский, будучи крепчайшего от рождения телосложения - таская на себе тяжеленные мешки с зерном на верх монастырской мельницы (я был там: поди-ка еще заберись, без мешков!).
Афонский старец Паисий, коль уж о нем зашла речь, взял на себя добровольно, как он сам о себе говорил, грех одного человека (видимо, смертный), а вместе с ним и расплату за грех - рак. Не нам судить, но я полагаю, старец Паисий, общаясь напрямую с Господом Богом, хорошо знал, что делал, и сей поступок, а по сути, подвиг, не только еще больше приблизил его к Царству Небесному, но и спас душу еще одного православного грека. Нам это трудно понять. Потому и не будем.
Вернемся лучше с небесных высот на грешную землю.
Вот я выписал три ваши фразы, подряд - и везде вы передергиваете. Простите за термин. Притом очень грубо.
«Рыбы морские, оказывается, не болеют раком (!), т.к. получают достаточно соли и йода. (А речные рыбы, видимо, гибнут от рака сотнями?)
Родинки появляются исключительно от антибиотиков. (Значит, до сравнительно недавнего изобретения антибиотиков у людей родинок не было?).
Воды пить почти не надо, ибо организм сам из гречневой каши синтезирует дистиллированную воду. Питьё при гриппе и простуде приводит к осложнениям».
Но Ксения Павловна как раз и говорила именно о морских рыбах, как о ярком, запоминающимся образе: «Морские рыбы не имеют опухолей, так как живут в хлорной воде, которая растворяет любую опухоль». (Обратили внимание: там нет ничего ни о соли ни о йоде?). И ни слова - о речных, озерных, водящихся в ручьях либо аквариумах. Те не живут в хлорной воде, и образ здесь не работает. Мы тоже на 90 %, как известно, состоим из воды, но если это вода, будет обогащена еще хлоридом натрия, нам тоже - одна только польза, как и рыбам в морях. Вот что имелось в виду.
Далее. Ксения Павловна нигде не говорит, что родинки появляются «исключительно». Она говорит, что они «появляются после того, как детям начинают давать антибиотики, травмируя желудок химическими препаратами». Родинки - «это тромбофлебит, который «заклеил» почки, и мочевина стала выделяться таким образом» - из текста к системе Серафима. А мочевины, представьте, хватало и до изобретения антибиотиков.
И далее (третье). «Воды пить почти не надо» - этого нигде не сказано. «Ибо» - стало быть, тоже. А сказано вот что: «Белок состоит из тысяч аминокислот, поэтому, переработав гречневую кашу, организм синтезировал огромное количество чистейшей дистиллированной воды, высочайшего качества». Что тут, позвольте, крамольного? «Питьё при гриппе и простуде приводит к осложнениям»? А вы как считаете? Или вы про спиртное? Да нет, там про воду. Ни-ни...
Теперь насчет главного недоумения священника Александра Зайцева: «Лечения, оказывается, «не существует, оно всегда (!) борется только с симптомами. Лечиться нужно только с помощью покаяния, причащения, ну, и с помощью Кравченко, конечно».
Начнем с последнего. Сделаем на этот раз так. Попробуем задать компьютеру функцию поиска в тексте и «забьем» слова «Лечиться нужно только с помощью покаяния, причащения». Компьютер выдает: «Искомый элемент не найден». Где же его нашел уважаемый автор? В своей голове?.. Простите, но Кравченко такого не писала. В тексте написано вот что, буквально: «Причины большинства болезней - греховные структуры человека. Когда человек «что-то нарушает», он «что-то получает». В чем тут не согласен автор? Известная богословская истина. И нигде: «лечиться нужно только» (искомый элемент не найден). Ну, а уж «и с помощью Кравченко, конечно» оставим на совести автора. Я бы столь безграмотную фразу, да простит меня редакторский корпус РНЛ, просто изъял. От греха. Попробуйте-ка написать: «лечиться с помощью Иванова». Он что молоток, что ли, с помощью которого забивают гвозди? С помощью Иванова можно согласиться или не согласиться. С его помощью можно подняться по ступенькам крыльца. Но лечиться - точно нельзя.
Вернемся к началу. «Лечения, оказывается, не существует». У Кравченко эти слова в ином смысловом оформлении: «Лечения не существует вообще. Как бы ни хотелось, никогда и никого ни одной системой: ни траволечением, ни гомеопатией, ни иглорефлексотерапией - не вылечить, можно только снять симптомы. Лечит Господь!». Причем, заметим, вторая смысловая фраза, продолжающая первую, находится совсем рядом, через предложение. Но ее священник Александр Зайцев почему-то упорно не замечает. Странно вообще-то для практикующего православного батюшки. Интересно знать, а записки «о здравии» он принимает? А заздравные молебны проводит? А если принимает и проводит, то как молится, с верою в помощь Божию или только с верой в Минздарав?
Моя дочь не могла родить целых долгих десять лет. К каким-то только врачам не обращались, каких только травок и методик не перепробовали (увы, тогда еще никто не знал о системе сщмч. Серафима) - все бесполезно.
Я махнул на это дело рукой, продал излишек земли и, сев в самолет, полетел на Афон. Усердно там помолился... причем молился сугубо, сразу в двух обителях, сербском Хиландаре и греческом скиту Святой Анны, в местах, где традиционно молятся о «чадородии» ближних... привез с собой сушеные виноградинки с хиландарской лозы, растущей из гробницы св. Симеона, с инструкцией, как ими пользоваться и какие молитвы при этом читать, и - сугубо же - получил: дочь через месяц-другой «понесла», а вскоре, - минул положенный срок, - я стал дедом сразу двух внучек!..
Я бы мог еще накидать здесь кучу примеров, было бы время (к сожалению, нету), но странно другое. Странно, что это не вы мне все говорите, священнослужитель Русской Православной Церкви, а я вам, всего лишь алтарник. Какой-то такой разговор... на уровне, помню, моих кабинетных бесед с бывший директором НИИсельхозпрома, где я несколько лет проработал главредом журнала «Владимирский земледелец», когда я ему, поднимая вверх палец: «Нет. Бог все же есть!». А он мне, стуча по груди: «Да. Но только вот тут вот, в душе. Другого не знаю».
Теперь насчет «мелочей»!:
«Но это всё мелочи в сравнении вот с этим: если будет нормально работать желудок, вырабатывая достаточное количество кислоты, то клетки будут на 100% обновляться, и человек не будет стареть».
Где вы это нашли? Нет, правда. Я поражаюсь!.. У Ксении Павловны что?: «Хлор является дезинфектором. Он разжижает кровь, растворяет тромбы, бляшки на сосудах, умершие клетки, микробную флору, песок и камни в желчном пузыре и почках, родинки, папилломы, бородавки, кисты и опухоли в любой точке нашего организма. Именно желудок поддерживает определенное качество крови. Если он делает это правильно, у человека нет никаких болезней, включая рак».
Откуда вы взяли это «стареть»? Компьютер обнаружил всего два слова с корнем «стар»: «старческие пятна» и «в старом медицинском учебнике». Я так же задавал компьютеру «100%». Нет там никаких ста процентов. Есть «100 гр. хлеба». Проценты и граммы, клетки и хлеб - разные вещи. У меня дети это понимают: в любой момент отличат клетку (с птичкой) от хлеба. А вы не понимаете. Удивительно.
И вот на основании всей этой... не знаю уж, как и помягче сказать... фальшивой словесной конструкции, вы обвиняете человека не больше, не меньше, чем в пропаганде... или, может, рекламе?.. рецептов бессмертия
«Ура! - ликуете вы. - Бессмертие у нас в кармане. Следуйте за Ксенией Кравченко, и будете жить вечно.
Но это, последнее, уже на грани проблематик медицинской и духовной (а что, есть такая грань проблематик? Интересно. Ни разу не слышал. - В.Д.»
И приведя в пример - с какого-то боку - фильм Андрея Тарковского «Ностальгия», да еще с «Доменико» (надо же, память! А я и не помню, какой Доменико?), обобщаете или, как теперь говорят, сливаете все в одну емкость:
«...сейчас таковые не надеются уже спастись в сернистых ваннах, но нагло пытаются взломать генетический код старения и замораживают свои стволовые клетки для будущего квазивоскресения в клонированном рае.
Остаётся только удивляться, как «православная» докторша так легкомысленно предлагает соблазн бессмертия. «Будете как боги». Известно, чем заканчиваются подобные искушения (Бытие 3)».
Излишне говорить, что «Будьте как боги» компьютер в тексте так и не обнаружил. Искомый элемент «Известно, чем заканчиваются подобные искушения» (в Бытие 3) - также не найден.
Такие вот «мелочи»!.. Да, за такие мелочи какая-нибудь Ксюша Собчак легко (в легкую, как теперь говорят) отсудила бы несколько миллионов. А мы все терпим, смиренно молчим и просим у вас же прощения. Потому что мы - православные. Оцените, о. Александр.
Простите нас, батюшка. Благословите. Разрешите продолжить.
Кое-что из личного опыта.
Насчет «лечат» - не «лечат».
«Лечат» - в моем понимании, это когда, я помню, болел, по молодости, хронической пневмонией и мне везде, в Тольятти, в Самаре, в Суздале, при обострении, к каким бы я врачам-терапевтам не обращался, выписывали (прописывали) сульфаниламидные препараты: норсульфазол, сульфадимизин, сульфодиметаксин) и я их ел горстями. Иногда помогало. Боль приглушалась. На время. Но чуть стоило застудится, намочить ноги - боли, скрежет и хрипы в легких опять возвращались. Так продолжалось годами.
Ксения Кравченко, ссылаясь на Серафима Чичагова, о том и говорит нам: лекарства, сами по себе, не лечат - а только снимают симптомы. Болезнь остается. Я это как понимаю: организм подает нам сигналы - через боль, через дискомфорт: «Эй, друг! Проснись. У тебя что-то не так. Пора бы заняться собой!» А я ему: «Да ладно уж, помолчи. Врачи, чай, умнее тебя, у них дипломы, клятву давали, знают, что говорят...» Заткнул ему «пасть», заглушил сигнал очередной горстью препаратов и - счастлив, доволен. А тот только пискнул: «Ну, дело твое, смотри...». Так бы мы и бодались с моим организмом и не известно, чем бы все кончилось (хроника легких, как я читал, часто перерастает в рак), если бы ни одна доброхотная монахиня (кажется, ее тоже Ксения звали) дала мне совет: «А ты, брат, козу заведи. У нее молочко понежнее, полегче, как раз от простуд и от легких: коза - это те не корова, она травку не всякую ест, а с разбором, что повкусней да целебней...». Почесал я в затылке, поперелистывал брошюрки (интернета тогда еще не было), оно, оказывается, и правда: коровье-то молоко - после сорока лишь во вред, в нем слизи много, а слизь способствует воспалительным процессам, особенно вяло текущим, чего, однако ж, нет, в козьем. Мало того, козье по качеству и по своему составу наиболее приближено к женскому, материнскому: там есть все, в том числе и природные (несистезированные) антибиотики. Купил - по случаю - козу, поставил на прикол к храму целителей-бессребреников Козьмы и Домиана (он тогда еще пустовал) и занялся сенозаготовкой, - «Э-эх, размахнись рука, раззудись плечо!» (кто знает, тот понимает), - так, бывало, накосишься, столько пота сольешь, так меха своих легких расправишь, что уже никаких трудов не составляет, нырнув с мостков в речку Каменку, перенырнуть ее на одном только вздохе всю поперек... Через полгода я уже и про легкие-то забыл. Вспомнил как-то случайно: «А что это? Нигде ничего не болит, не хрипит... Этак я теперь и простуд могу не бояться? Надо же, как хорошо!»... Стал вытираться снежком по утрам - не берет. Нырнул - первый раз - на Крещение в прорубь - опять не берет... Красота! Как-то при ремонте дома, обнаружил на одной из полок запылившиеся облатки каких-то таблеток, перетянутых резинкой: «Это что? - говорю я жене. У меня тогда зрение резко стало садиться. - Не вижу. Взгляни». - «Так это ж, говорит, твои сульфадимизины... от легких...» - «Легких? Ах, да... Выбрось ты их подальше, пыль собирать...»
Известный пропагандист здорового и трезвого образа жизни, профессор В. Жданов, в одной их своих лекций «О восстановлении зрения» упоминает о работах Г.А. Шичко, ученого, психофизиолога, ученика и последователя И.П. Павлова, который говорил: «что (записано дословно с видео-лекций) большинство людей являются рабами ложных программ. Шичко открыл социально-психологичекую запрограммированность поведения всех людей... У каждого человека в сознании и, что хуже всего, в подсознании - мы это разумом даже не контролируем - записано сотни программ и стереотипов поведения, и человек, всякий раз попадая в ту или иную ситуацию, не думая, включает в себе нужную программу, как на компьютере, и эта программа управляет всеми его действиями. Одна из таких ложных программ записана у многих в головах относительно очков. И звучит она, примерно, так: что зрение у всех постепенно ухудшается, оно и ботинки снашиваются, но - врачи мне помогут, им за это деньги платят. Очки меня спасут. Самое главное, самому при этом делать ничего не надо».
То есть что?... Никто не хотел напрягаться.
Года-три четыре назад я довел свое зрение до такого состояния, что с трудом читал надписи на дорожных указателях. Мало того, что и вблизи не мог ничего прочитать без очков, так у меня еще и вдали предметы стали двоится и плыть - астигматизм левого глаза, что, в переводе на русский, означает - искажение изображения. Первое, чего я испугался - пройду ли очередной медосмотр на предмет получения техталона к машине. А что если не пройду? Прощай деревня, рыбалка, грибы... прощай мои пчелки. Второе - так ведь можно и вовсе ослепнуть. Куда я пошел? - вопрос на засыпку. «Врачи мне помогут» - включилась программа. Конечно, - к врачам-офтальмологам. Что они делают, эти врачи- офтальмологи? Надо ли рассказывать?.. Дадут тебе почитать таблицу, посмотрят в зрачок, выпишут очередные, с более толстыми стеклами, очки и гуляй себе вася. Ну, и для проформы какие-нибудь капли, от которых ноль толку. Что они лечат? Какая это лечебница? Это не лечебница. Это кабинет глазного протезирования, где вам предлагают протезы для глаз, на нос, вместо того, чтобы посоветовать заняться гимнастикой мышц глаза и со временем отказаться от очков вовсе, как это и делает, собственно, Жданов.
Я про Жданова что-то слышал. И про видео-лекции. Но именно что-то. Не пойми что, в такой же вот, примерно, пародийной упаковке, в какой нам попытался преподать Ксению Павловну Кравченко священник А.Зайцев. Есть де такой получокнутый мужичок, который бегает везде и кричит: не пейте, не пейте вино и шампанское - там микробы напукали. Это я, буквально, в одной случайной компании слышал. Гогот, естественно, ор: «Да мало ли шарлатанов!», «Па-шел он!», «Давайте лучше расслабимся! Вздрогнем!..» (никто не хотел напрягаться). Естественно, после такой веселой «подачи», даже при своих, как мне всегда казалось, вполне рационалистических мозгах, у меня и мысли потом не возникло, найти эти лекции, взять самому да послушать.
Не хотел чего - напрягаться. Однако пришлось - когда уж приперло... В ютубе случайно наткнулся, послушал... О! Ты смотри! Все понятно! Так это ж так просто. Как все гениальное. Взял, снял очки. Посмотрел туда, посмотрел сюда. Вблизь, вдаль, Повертел глазами. Протер и т. д. Мне ли после козы объяснять. Хочешь быть в тонусе: шевелись, двигайся, торсом крути, больше ходи... Хочешь видеть глазами - тренируй мышцы глаз.
На четвертый, пятый ли день я уже читал текст крупным шрифтом на мониторе. Через неделю - средним. Через пару - почти любым, кроме самого мелкого. Книжки днем детям, при солнечном освещении - спокойно. Вечером - при ярком освещении. При тусклом - пока в очках. Дети раздавили «плюс три с половиной» - туда им дорога. Приноровился к «плюс полтора». Красота! И, главное, астигматизма уже никакого. Мир стал краше, сочнее, объемней... А я уже чуть ли не давал согласие на операцию. Хорошо отче Г. отговорил. «Да ты что, Виктор!.. Ни в коем случае. У тебя что, денег много?.. Моему брату сделали. Последние накопления с книжки снял. Совсем теперь правым не видит. То хоть что-то - теперь ничего. Что уж есть уж, с тем и живи. И Богу молись».
Но что характерно. Кому бы я из своих не говорил - у всех ведь почти очки - как бы кого, с каким жаром, не убеждал, не демонстрировал чтение книг ли, газет, без очков - ни один даже с места не стронулся. У всех - отговорки, причины. Типа: «Нет, ну хорошо. Замечательно... Ну, а дальше? Это что теперь так и двигать всю жизнь глазами?» - «Знаешь, как Жданов на этот вопрос ответил? А вы по утрам умываетесь? - Умываюсь? - А сколько вы еще собираетесь умываться? Ну, три - четыре дня, и хватит? Это ж с ума сойти, вот этот человек всю жизнь умывается. Он мне: - Не понял юмора. - Я, говорю: ну, вы в баню ходите? - Да, хожу. - Когда? - По субботам. - Сколько? - Часа по четыре. - Так пора прекращать. Вы посмотрите, вот этот человек каждую субботу четыре часа тратит, по баням ходит!.. А это - глаза! Вы понимаете? Такой же орган, как и ваши волосы, которые вы причесываете, как зубы, которые чистите, как тело, которое моете. Чем они хуже?..» - «Ой, ну ладно, Вить. Все. Хорошо. Поняла. Как-нибудь выберу время, может, займусь». И не один пока, ни одна так и не спросили, не поинтересовались, а как или где эти лекции можно послушать. Ссылку сбросишь - «Ну? Что, посмотрел?» - «Да когда, тут? Работы по горло. Спасибо. Отчет напишу вот...» ну и т.д.
Нет, чем дальше, тем больше и больше убеждаюсь, прав, ой прав был Шичко. Все мы абсолютно запрограммированы. Причем очень глубоко. Настолько глубоко, что даже сами не подозреваем. Привычки, стереотипы, наработанный ритм жизни - вот они наши программы. Шаг влево, шаг вправо - уже дискомфорт, ломка, не-в-кайф... А самые любимые привычки - вредные. Стереотипы - стандартные (чтоб только как все, не иначе).
«Ой, а ты похудел! А как? Расскажи. На какой диете сидел? На раздельном? На «моно» (слышали звон...)?». - «На суворовской», - отвечаю. - «Это что еще за диета?» - «Про Суворова слышала? Суворов что говорил: ложась спать, смотри, чтоб ноги были в тепле, живот в голоде, а голова в холоде». - «А он когда ложился спать?» - «Рано. С заходом солнца. Как все у нас Руси, кроме придворных. И рано вставал. И выливал на себя ушат холодной воды...» - «Э-э, да ты что, я так не могу». - «Хочешь похудеть, реально? Без шуток». - «Хочу». - «Значит, так. Слушай сюда внимательно. Хлеба ешь меньше - раз. А лучше - бездрожжевой. После шести не ешь совсем - два. Всё». - «Как все? Фу... я-то думала. Даже не интересно. И никаких диет?». - «И никаких диет». - «Ладно. Попробую...». Заглянешь вечерком, после прогулки с детьми (время девятый час) - стол ломится от яств (сыр, масло, ветчина, колбаса, конфеты, ватрушки-печушки...) - «Ой, а мы тут чайком балуемся. Проходите...»
Никто! Никто не хотел напрягаться.
Так что, не знаю. Не понимаю, чего, вы, батюшка так уж испереживались (хотя, конечно, понятно, здоровые реже записки несут), никуда ваша паства не денется, тотально-поголовное здоровье гражданам РФ, в том числе православным, нам еще долго не светит. На ваш век хватит. И всем офтальмологам. И всему Минздраву РФ, в целом. Зря беспокоились.
Здоровье - дело штучное. Никому оно, наше здоровье, кроме нас самих, не нужно. Думать надо. Своей головой. Программы чаще менять. Иногда напрягаться...
Не есть много. Лучше чаще и небольшими порциями. Разовая прием пищи не должна превышать двух сложенных - ковшечском - ладоней. Какой ужас!
Вот вы на все лады кошмарите режим питания, предложенный Ксенией Павловной. Но вы думаете, она первая - все это придумала? Суворова, нашего генералиссимуса, не проигравшеего ни одной битвы ок отдохнул и наполнилсяго, знаетете. А что он говорил, помните: «ложась спать, следи за тем, чтобы ноги были в тепле, живот в голоде, а голова в холоде». Вы сами же приводите поговорку: «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу». А она что говорит: утром, когда желудок отдохнул и наполнился кислотой, вы можете плотно покушать (съешь сам),
То же самое и примерно теми же словами говорил, в свое время, известный детский карзиолог и хирург Н. Амосов, автор известного в то время романа «Сердце на ладони». «Современный человек, - говорил он, - ест в три раза больше того, чем требуется его организм. Отсюда многие проблемы. Лучше есть чаще и понемножку.
Кошмар! Так это ж мазохизм какой-то! Издевательство над собой. Ни один участковый врач не посоветует вам этого. Но он еще много чего вам не посоветует - безусловно полезного. Не посоветует, например, делать по утрам зарядку, принимать холодный (контрастный) душ, парится в баньке, не есть в больших количествах хлеба, особенно дрожжевого и белого, не злоупотреблять сладким, чрезмерно соленым, копченым...
Человек есть то, что он ест. Из чего состоит снеговик? - спрашиваю я у внучек. «Из сне-га, - дружно нараспев отвечают они и часто просят меня включить детскую песенку «Из чего из чего из чего же сделаны наши мальчишки... девчонки... (из бумажек и промакашек...) Из чего состоит памятник Минину и Пожарскому? Из бронзы... Из чего состоит человек? Из тех элементов, из которых сам себя строит. Из чего построил, из того и состоит ».
Анекдот такой, помню, слышал давным-давно, в хирургическом отделении. Доктор в ординаторской вставляет пациенту в задний проход светоскоп, вертит и говорит: «Да-а, интересно... Курите?» - «Что, окурки видать?» - отвечает больной.
Ксения Кравченко о чем говорит. Переизбыток калия в организме, не работают почки, жди отложения «мочевины» на суставах, костях, хруст пойдет, треск, повышения артериального давления... Не зря раньше говорили «моча ударила в голову» - просто и доходчиво.
Насчет «лечат» - не «лечат».
«Лечат» - в моем понимании (я его никому не навзываю), это когда, я помню, болел, по молодости, хронической пневмонией и мне везде, в Тольятти, в Самаре, в Суздале, при обострении, к каким бы я врачам-терапевтам не обращался, выписыавали сульфаниламидые препараты: норсульфазол, сульфодимизин, сульдимитоксин) и я их ел горстями. Иногда помогало. Боль приглушалась. На время. Но чуть стоило застудится, намочить ноги - боли, скрежет и хрипы в легких опять возвращались. Так продолжалось годами.
Ксения Кравченко, ссылаясь на Серафима Гачагова о том и говорит нам: лекарства не лечат - а только снимают симптомы. Болезнь остается. Я это как понимаю: организм подает нам сигналы - через боль, через дискомфорт: «Эй, друг! Проснись. У тебя что-то не так. Пора бы заняться, слышь, собой,?!» А я ему: «Да ладно уж, помолчи. Врачи, чай, поумнее тебя, у них дипломы, аспирантуры кончали, курсы переподготовки...» Заткнул ему «пасть», заглушил сигнал очередной горстью препаратов и - доволен. А тот лишь пискнул: «Ну, дело твое, смотри...». Так бы мы и бодались с моим организмом и не известно, чем бы все кончилось (хроника легких, как я читал, часто перерастает в рак), если бы ни одна доброхотная монахиня (кажется, ее тоже Ксения хвали) дала мне совет: «А ты, отец, козу заведи. У нее молочко понежнее, полегче, как раз от простуд и от легких: коза - это те не коровка, она траву не всякую ест, а с разбором, что повкусней да целебней...». Почесал я в затылке, поперелистывал брошюрки (интернета тогда еще не было), оно, оказывается, и правда: коровье-то молоко - после сорока лишь во вред, в нем слизи много, а слизь способствует воспалительным процессам, особенно вяло текущим, чего, однако ж, нет, в козьем. Мало того, козье по качеству и по своему составу более приближено к женскому, материнскому, ну а уж лучше материнского Сам Бог ничего лучше создать не мог: там есть все, в том числе и природные (несистезированные) антибиотики. Купил - по случаю - козу, поставил на прикол к храму целителей-бенссребренников Козьмы и Домиана (он тогда еще пустовал), все лето занимался сенокосом, - «Эх, размахнись рука, раззудись плечо» (кто знает, тот понимает) - так, бывало, накосишься, столько пота сольешь, так меха своих легких растянешь, что уже никаких трудов не составляет, нырнув с мостков в речку Каменку, перенырнуть ее на одном только вздохе всю поперек... Через полгода я уже и про свои легкие-то забыл. Вспомнил как-то случайно: «А что эт? Нигде ничего не болит, не хрипит... Этак я теперь и простуд могу не бояться? Надо же, как хорошо!»... Стал вытираться снежком по утрам - не берет. Нырнул - первый раз - на Крещение в прорубь - опять не берет... Красота! Как-то при ремонте дома, обнаружил на одной из полок запылившиеся облатки каких-то таблеток, перетянутых резинкой: «Это что? - говорю я жене. У меня тогда зрение резко стало садиться. - Не вижу. Взгляни». - «Так это ж, говорит, твои сульфаниламиды... от легких...» - «Легких? Каких? Ах, да. Да выбрось ты их подальше, пыль собирать...»
Года-три четыре назад я довел свое зрение до такого состояния, что с трудом уже читал надписи на дорожных указателях. Мало того, что и вблизи не мог ничего прочитать без очков, так у меня еще и вдали предметы стали двоится и плыть - астигматизм левого глаза (астегматизм, в переводе на русский - искажение изображения»). Первое, чего я испугался - пройду ли очередной медосмотр на предмет получения техталона к машине. А что если не пройду? Прощай деревня, грибы... прощай мои пчелки. Второе - так ведь можно и вовсе ослепнуть. Куда я пошел? - вопрос на засыпку. «Врачи мне помогут» - включилась программа. Конечно, - к врачам... Что делают фрачи-офтальмоллоги? Надо ли рассказывать?.. Дадут тебе почитать таблицу, посмотрят в зрачок, выпишут очередные, с более толстыми стеклами, окуляры и гуляй Вася. Ну, и для проформы какие-нибудь капли, от которых ноль толку. Что это за врачи? Что они лечат? Они, по сути, не лечат- калечат. Предлагают протезы вместо того, чтобы посоветовать заняться гимнастикой мышц для глаз и со временем отказаться от очков вовсе, как это и делает, собственно, Жданов.
Я про Жданова что-то слышал. И про видео-лекции. Но именно что-то. Не пойми что, в такой же вот примерно пародийной упаковке, в какой нам попытался преподать Ксению Павловну Кравченко священник Александр Зайцев. Есть де такой получокнутой мужичок, который бегает везде и кричит: не пейте, не пейте вино и шампанское - там микробы напукали. Это я, буквально, в одной случайной компании слышал. Гогот, естественно, ор: «Да мало ли шарлатанов!», «Пошел он!», «Давайте расслабимся! Вздрогнем!..» (никто не хотел напрягаться). Естественно, после такой веселой «подачи», даже при своих, как мне всегда казалось, вполне трезвых рационалистических мозгах, у меня и мысли потом не возникло, найти эти лекции, взять самому да послушать.
Что касается зрения. Первый очки, помню, мне прописали плюс один. Вдали я все хорошо видел, а вот вблизи строчки стали слипаться. А поскольку вся моя основная работа в том и заключалась (я тогда устроился главным редактором одного сельхозжурнала, издававшемся на базе местного НИИ Россельхозакадемии), чтобы различать эти строчки и буквы из них состоящие, то... пришлось нацепить, куда же деваться? Причем! Никто меня не лечил - это я точно помню. Никто меня даже не спросил, не было ли у меня за последнее время стрессов (было, еще сколько!), не слишком ли я перенапрягаю зрение (слишком), хорошо ли освещен мой рабочий стол - мое рабочее место (отвратительно освящен, какой-то постоянно мигающей китайской складной лампой), часто ли я встаю из-за стола, даю ли отдых своим глазам (редко, почти не даю, мало того, придя домой тот час эе усаживапдсяч за компьтер). Тем более о том, как я питаюсь (офтальмолог - лг эн диньлдлг), Ниуто не объяснил, что вохмоэгл у меня нарушена энжлкоинная система, подсаэена щетовидная железа, ельлопч гндпдпнь что в сво.ю очрель на печенб, что в сво. Лчередь.... Как это объяснила Ксения Кравченко.....
Когда я ем, я глух и нем
Суть проблемы не в том, а в другом. Хотите скажу какая?
Никто не хотел напрягаться...
ссылка:http://ruskline.ru/analitika/2013/02/16/nikto_ne_hotel_napryagatsya/