Для одних социология - это профессия, дающая доход, для других – образ жизни, никак не связанный с утилитарными соображениями. Леня Кесельман давно вышел на пенсию, но социология осталась для него образом жизни.
С 2002 г. пошли инфаркты и лечение в больницах Санкт-Петербурга и Германии. Для социолога это отличный повод для участвующего наблюдения. В середине января 2013 г., едва выписавшись после очередного возвращения к жизни в питерской больнице, Леня уже на следующий день выступает в «Леонтьевском центре» с докладом о состоянии современной медицины. Собралось человек 40. Это была попытка систематизации интенсивного участвующего наблюдения российской и германской медицины в течение 10 лет. 
- Я еще не встречал, - говорит он, - двух врачей, которые бы поставили мне одинаковый диагноз. Каждый последующий, разглядывая мою карточку, задавал недоуменный вопрос: «И какой идиот назначил такое лечение?»








Л. Кесельман ушел от стандартного противопоставления «плохой» нашей, и «хорошей» их медицины. Все не так просто, как кажется на поверхности. 
- В Германии классное обслуживание, гораздо лучше медицинское оборудование. Но ты им интересен не как больной человек, а как страховой полис. Поэтому, если есть возможность назначить тебе процедуру подороже, они тебе ее назначат.
И однажды таким формальным подходом в отличной немецкой больнице его едва не отправили на тот свет.
Общая проблема медицины – превращение ее в узко специализированный социальный институт. Каждый врач лечит отдельный орган, но никто не лечит человека в целом. А человек – это, прежде всего, состояние его души. Как известно, «все болезни от нервов…» И это то, что меньше всего волнует врачей и прочий медперсонал.
- Когда-то была такая категория – «сестры милосердия». В этом слове «милосердие» - главный смысл лечения. Сейчас это забыто. На их место пришли медсестры. А успех лечения зависит от эмпатии, от сочувствия и понимания, а это то, что от современных врачей не ожидается.
И что же делать? Вопрос завис в воздухе…
Но очевидно одно:
- Как говорят, война – это слишком серьезное дело, чтобы доверять его военным. Так и наше здоровье – это слишком важная для нас вещь, чтобы доверять ее врачам.





Оригинал.