12 и 13 января в Северодвинске и Архангельске состоялись встречи с протодьяконом Андреем Кураевым. Многое удивило меня на этих встречах. И пошлый, неприличный анекдот про Аничков мост и про то, как «кайф обломался» (об историке Ключевском) в качестве мисссионерского свидетельства. И замечание о том, что на учебниках православной культуры «лежит проклятие женского рода и прошедшего времени». А фраза: Ломоносов - стукач, скандальный земляк, - показалась мне полным неуважением к людям, уважающим культуру и традиции Русского Севера. Употребление таких выражений, как «быдло», «молдаване - это диагноз», «среди священников каждый двенадцатый - Иуда» я даже не берусь комментировать, так же, как упоминание о священниках по фамилии: «Кочетков», «Привалов», ведь очень много отец Андрей говорил на этих встречах о презрении к человеку, которое для него неприемлемо. Но больше всего удивило меня то, что все встречи были выстроены по одной и той же схеме: после недолгого размышления отца Андрея «обо всем» и ответов на вопросы, за 5 минут до конца встречи определенный человек задавал вопрос отцу Андрею об его отношении к о. Георгию Кочеткову, к ситуации в Свято-Сретенском заостровском приходе и общине о. Иоанна Привалова. Начав свой ответ с того, что он незнаком с о. Иоанном, отец Андрей не выбирал выражений: «Есть такой запах тоталитарной секты, исходящий от о. Георгия Кочеткова». На вопрос: «На чем это основано?» последовал ответ: «На запахе».
Мы задали вопрос о той лживой информации, которую в первый день своего визита в Архангельск сразу после встречи в Северодвинске разместил отец Андрей в своем блоге. Мы спрашивали: готов ли отец Андрей удалить клевету, разжигающую религиозную рознь и влекущую за собой серьезные последствия, из своего блога. Ответ был таков: «Пусть последствия будут серьезными». Атмосфера агрессии, истерии, злости, ненависти, грубости, казалось, была организована заранее: не давая нам сказать ни слова, перекрикивали нас одни и те же люди, произнося как по заказу одни и те же фразы, с одной и той же интонацией, не видя и не слыша никого вокруг: «гнать их отсюда», «что Вы их слушаете», «это никому не интересно», «прекращайте с ними разговаривать». В областной библиотеке им. Добролюбова появилась еще одна особенность: казаки, «стальные» молодые люди, стояли, охраняя «чистоту Православия». Чего боялись организаторы этих встреч, приводя в зал казаков и дюжих молодцов с культуристскими фигурами, обращающихся к женщинам: «мужичка», «юродивая»? В завершении я услышала у себя за спиной: «Нагайками их....», и это очень знаменательно для встречи, которая называлась «Бог есть любовь».
Ирина Пономарева