Позавчера был второй день прибывания в Дутово. Зашли на кладбище. Валил сильный снег. Пробивались с родственниками и знакомыми по заваленному снегом кладбищу. Счищали снег с могил. Посетили могилу бабушки.
Интересно, что в Дутово как бы сошлись три культуры. В селе стоит Баптистский молельный дом, построенный в годы перестройки, и недалеко новая, еще не освященная Православная церковь.
У дядьки в архиве нашел несколько антибабтистских листовок. Дядька у меня к старости стал православным и принимал активное участие, по словам тети до своего паралича, в строительстве православного храма в Дутово.
А на кладбище замечаешь присутствие еще одной культуры - старообрядчества. Могилы старообрядцев - это такие домики с православными крестами. На ряду со старыми домиками, которые вызвали у меня любопытство еще в детстве, стоят и свежие срубы. Так что старообрядчество живет. Тетя говорит, что старообрядчество сильно, в основном, среди коми, а Дутово - это старое, старое старообрядческое село. Здесь преобладал довольно редкий старообрядческий толк "скрытничество", когда одна часть старообрядцев объявляла официальным властям, что такая-то семья умерла и захоронена. Даже указывали их могилы с крестами. А при этом данная семья живая и здоровая просто переселялась в подвал другой старообрядческой семьи, подальше от сатанинского мира. И жили там с детьми, и больше никогда, до самой смерти не выходили из подвала.
Это старая старообрядческая могила
Это свежая старообрядческая могила
Обнаружил на кладбище еще одно примечательное явление современности. Вахтовая работа лишает людей имени. Уезжает человек из дома на вахту в далекие, далекие края и пропадает там без имени. На кладбище в Дутово есть могила погибшим вахтовикам, имя одного из которых так и осталось не известным.