Один приятель-шахматист, большой ценитель русской классической литературы заговорил со мной вдруг о "гомо советикусе". Я разговорился, захотелось и записать.


Homo Sovetikus выходит на арену после отечественной войны. В самом деле "новая историческая общность - Советский народ" тогда появилась. Оказалась в чем-то нежизнеспособной, как мы знаем. Но - появилась.


Главная черта этой общности - индвидуализм. На словах-то все было наоборот. Но фактически русские - ужасные индвидуалисты (иначе бы большевики и к власти-то прийти бы не могли, их противники не были способны подняться над личным или групповым эгоизмом). А годы советской власти, которой уже при Хрущеве-Брежневе никто не доверял, крепко впечатывали во всех нас: "все вокруг колхозное, все вокруг мое", "инициатива наказуема", "не высовывайся" и т.п. Умножили наш исконный, русский индивидуализм на биллион. Привыкли мы к тому,что все коллективное - фальшиво, показуха и т.п.


Но до поры надо было притворяться. После краха СССР надобность притворяться коллективистами отпала. И индивидуализм достиг уже и невиданного градуса. Потому у нас и нет сколько-то приличных коллективных общероссийских структур. Потому-то у нас в стране огромное количество милейших, талантливых людей, а вот наши организации - обыкновенно воняют.


Я думаю, многие прочитали и готовы на меня броситься "как это русские - индивидуалисты?!". "А соборность? А община?" Поясню. Коллективистских теорий у нас было полным полно, социализм так очень даже популярен. Но теория - теорией, а вот практическая добровольная работа сообща - явление редчайшее. Иногда даже кажется, что мы только из-под палки умеем вместе работать, потому-то в советском рабстве сделали больше, чем на свободе.

Оригинал